— По чуть-чуть — и голому рубашка. Сохранять-то дано.
Горожане даже краудфандинг организовать готовы. Редко когда народные инициативы появляются сами собой, но это именно тот случай. Причина — эта лепнина на фасаде 21-й школы, что на Свободном. Здание 1957-го года постройки, с 2018-го дети тут не учатся, его признали аварийным. Деньги на реконструкцию выделили, правда, выяснилось, что в новом проекте барельефа нет. Его просто собьют, такое обращение с историей возмутило красноярцев:
— Ни в коем случае. Это же, как визитная карточка Красноярска.
— Это же симпатично, походить, посмотреть. Это архитектура старая всё-таки.
— У нас просто нет людей, кто сможет восстановить. А что касается исторических фактов, мы пытаемся стереть всё это.
И действительно, как выяснилось, дело не в деньгах. На работы по реконструкции школы заложено почти 180 миллионов рублей. Барельеф, по словам чиновников, находится в полуразрушенном состоянии и сохранить его не удастся. Для этого нужны специалисты и соответствующие контракты не на обычный ремонт, а на реставрацию.
Наталья Мичковская, пресс-секретарь департамента градостроительства:
- Включить работы по восстановлению барельефов в этот проект невозможно, поскольку эту узкоспециализированные реставрационные работы, заниматься которыми могут специализированные организации. Кроме того, барельефы не включены в перечень объектов культурного наследия.
Однако изваяниям, чтобы претендовать на звание объекта культурного наследия, по сути, нужно было ещё всего 5 лет. 70 школе стукнет в 2027-м году. Если не сохранить здание в первозданном виде, на одну достопримечательность, которая делает облик города аутентичным, станет меньше. Специалисты уверены, такой школы, с архитектурной точки зрения, в Красноярске больше нет.
Илья Куклинский, заместитель директора Краеведческого музея:
- Конкретно вот это здание школы — проект не типовой. Мы знаем другие проекты школ 30-40-50 годов, и это здание более индивидуальный проект имеет. Изюминкой как раз таки является гипсовый барельеф. Если мы его убираем, то лишаем аутентичности постройку.
Но есть и те, кто парирует. Подобные гипсовые фигуры на фасадах — отголоски советской эпохи. Соцреализм главенствовал по всей стране, и подобным изваяниям тогда никто не удивлялся. Искусство такое — штампованное, а значит с развалом СССР его художественная сила превратилась в то же, что стало и со страной — развалилось на куски и ушло в небытие. И процесс этот, скорее, закономерный, который смысла останавливать нет.
Владимир Василенко, преподаватель кафедры культурологии и искусствоведения:
- Само по себе, что эти штампы имели приходящий характер, уже говорит о том, что они не вечны. Снимать шляпу перед подобными произведениями, по меньшей мере, неразумно. Художественная выразительность — вот что должно быть главным при решении сохранять или нет.
Однако, что в советские годы, что сегодня мнение большинства неоспоримо. Поэтому в администрации сейчас решают вопрос о заключении дополнительного контракта на реставрацию лепнины. Если всё срастётся, то работы закончат вместе со сдачей школы, осенью следующего года.