Построить, прикрыть и снова построить. Планов на подземку в Красноярске всегда было громадье. В генеральный план города линии метро были внесены уже в начале 1970-х годов. Первый ковш земли вырыли только в 95, ещё при Валерии Зубове. Денег становилось всё меньше и в 2011-м работы приостановили, потом вновь возобновили и в 2015-м опять законсервировали. После решения сверху, в 2018-м, точно решили, метро быть. Правда с тех пор ни одной станции так и не построили, только разрабатывали проект. Сейчас за мошенничество с суммой почти в миллиард рублей, выделенных на подготовку, под следствием Олег Митволь, глава проектной организации и министр транспорта. Сейчас в дело вступает московская организация. Контракт подписали накануне.
— Компания будет заново разрабатывать проектную документацию. Соответственно, будет своими силами проводить и строительно-монтажные работы. Денег, безусловно, хватит, несмотря на то, у нас поменялся титул, если раньше мы рассматривали метро, то теперь это метротрамвай, — говорит Ренат Даутханов, первый заместитель министра транспорта Красноярского края.
Правда проект, на который были потрачены деньги, до этого уйдёт в архив. Всё начнут по новой. При этом планы гораздо скромнее советских, тогда хотели строить 12 станций. Сейчас только 6. Но даже на это уйдёт почти 90 миллиардов рублей. У москвичей опыт строительства станций богатый, в столице, Челябинске и Нижнем Новгороде.
— Проект очень интересный, линия пройдёт в сложнообводненных грунтах. Будет предусмотрено 6 станций, 4 — подземные и 2 — надземные. Это Высотная и Шахтеров. Главная задача — интегрировать подземную рельсовую систему с надземной, объединив систему в единый каркас, — заявляет Анна Меркулова, генеральный директор ГК «Метропроект-3».
Итого, станции будут на «Копылова», «Вокзальной», «Площади революции», «Карла Маркса», «Шахтеров» и «Ястныской». Всего 11 километров путей. Начать первые работы должны уже в сентябре. Изначально метро задумывалось не только как решение транспортной, но и экологической проблемы города-миллионника. Правда даже если его и построят, автомобили и автобусы — это всего 10-20 процентов от общей нагрузки на атмосферу. Поэтому проблемы с экологией, скорее всего, полностью не исчезнут, говорят специалисты.
— На мой взгляд, это вообще не экологический инструмент. Потому что, если бы это было метро, которое бы заменило весь автотранспорт Красноярска или весь общественный транспорт, тогда можно было бы о чем-нибудь говорить. Это, скорее, социальный проект и имиджевый, но точно не экологический, — объясняет Сергей Михайлюта, эколог.
Что касается горожан, то делятся они на два лагеря — на тех, кто веру потерял, потому что в надежде прождал не один десяток лет. И на тех, кто верит в лучшее.
— Нет.
- Почему?
- Давно-давно тут не живем, но не видим продвижения, — говорит Елена.
— Я очень верю в это, как не верить. Мне кажется, без нашей веры оно не появится, — говорит Полина.
— Выкопали возле памятника Ленину, высушили озеро и всё.
- Думаете, и тут также будет?
- Конечно, — говорит Александр.
— Я думаю, что будет построено. Я считаю, что метро нужно Красноярску, — говорит Владимир.
В планах — чтобы подземка перекликалась с городской электричкой и трамваем. Удастся ли горожанам воспользоваться таким на словах удобным и доступным транспортным кольцом — узнаем в 2026 году. К этому сроку метро планируют закончить по новому плану.