К психологу в женской колонии, если не очередь, то желающих много. Проводят тут и групповые занятия, и индивидуальные. Чаще всего женщины спрашивают — как общаться с детьми, родными и с окружающими. Делятся они и бытовыми проблемами. Уже лучше рассказать о них психологу, чем копить в себе злость.
Елена Хибнер:
- Чтобы не подраться, чтобы не нагрубить никому. Пришёл к психологу, рассказал, она тебя выслушала, дала совет, как правильно поступить, как правильно сделать. Ты следуешь этому совету, и тебе легче.
Одно из самых важных направлений — работа с матерями. У Екатерины Штанговиц дочке восемь лет. Шесть из них мамы рядом нет. Общение только на свиданиях и иногда по телефону. У психолога девушка просит совет на тему — как вести себя с ребёнком после выхода из стен исправительного учреждения.
Екатерина Штанговиц :
- Ну, что говорить? Я бы просто её обняла и никогда не отпустила. Она у меня очень хорошо закончила первый класс. Её хвалили, даже грамоту дали. Очень жаль, что меня нет при таких моментах рядом с ней.
Этот уютный дворик на место заключения не похож. Одни мамы ходят с колясками, другие приглядывают за малышами в песочнице. Дети в возрасте до трёх лет могут жить в доме ребёнка при исправительной колонии. Но помощь нужна не только мамам с грудничками, но и, например, с подростками.
Вероника Пугачёва, заместитель начальника межрегионального отдела психологической работы:
- Вместе с мамами радуемся, вместе с мамами, как говорится, плачем. Позитивный момент у нас, когда мамочка просит, чтобы помогли ребёнку подготовиться к ЕГЭ. Ей скоро заканчивать школу, она переживает.
Психологическая помощь порой нужна не только осужденным, но и самим сотрудникам колонии.
- У нас сейчас будет упражнение на сплочение нашего коллектива. На снятие психоэмоционального напряжения.
Они работают и по двенадцать часов, и на целые сутки заходят. В закрытое, по сути, пространство, да и не все заключённые к людям в форме относятся доброжелательно. В такой ситуации главное — не проявить агрессию.
Надежда Малетина, начальник психологической службы ГУФСИН России по краю:
- Самое главное — это исключить такую зараженность, уметь оставить в себе человечность, исключить повышенную агрессивность. Я бы сказала — приказной тон.
Психологическому сообществу ФСИН России в сентябре исполнилось тридцать лет. В колониях Красноярского края сейчас работает больше ста психологов. Заключенные попадают к ним уже с первых дней своего пребывания в исправительном учреждении. Да и молодых сотрудников психологи сразу начинают, что называется, вести. С помощью бесед стараясь пресекать, в том числе, возможные конфликты.