— А почему не всех проверяете?
- Почему? Проверяю.
- Вон мужчины так заходят.
- Да, были уже.
У охранника Игоря Александровича не было случаев, чтобы кто-то пытался ворваться в садик номер 140. Тем не менее, как действовать в таких ситуациях, мужчина, пусть и в теории, но знает.
Игорь Куликов, охранник детского сада №140:
- Тревожную кнопку нажимаю, вызываю Росгвардию, смотрю по обстановке, если нужно обезвредить. У меня есть резиновая дубинка, наручники есть.
Однако идти на контакт со злоумышленником охранники могут только, если это не угрожает их безопасности. А тут уже понимание, какая именно ситуация угрожает, а какая нет — у каждого свое. Неважно, сотрудник ты или родитель — в садик без пропуска не пройдёшь, должен быть специальный чип. Сделано это для того, чтобы посторонние не попали на территорию. В школах, на первый взгляд, меры безопасности еще внушительнее.
Валерий Мулахов, охранник школы №155:
- Здесь сто камер.
- Тут так всё мелко, вы разглядите?
- Ну вы же знаете, камеры зачем? Это уже после действия. То есть, когда что-то случилось. Вот тогда мы бежим и смотрим, кто же это сделал.
Сейчас обычная бабушка скоротать досуг на пенсии на посту охранника не сможет. У всех секьюрити есть сертификат, каждый год они проходят аттестацию. Меры безопасности усилили по максимуму. Вплоть до того, что родители даже с пропуском не могут пройти внутрь. А детей контролируют и на входе и на выходе. Правда из-за этого часто образуется пробка из школьников.
Валерий Мулахов, охранник школы №155:
- Такое мероприятие, чтобы родители опять же знали, когда они вышли. По поводу родителей: 99,9% «за» такую систему.
Нам повезло встретить этот редкий процент родителей, которым неудобно дожидаться своего ребёнка за порогом школы.
Ирина, мама школьника:
- Родители должны встречаться с учителями не на крыльце, как это, я вижу, происходит, а в классе и показать, как и чем ребенок занимается. Это же родители. Учителя же все знают, что это родители, а не посторонние. А посторонние, если им надо итак проходят.
Только на наших глазах несколько учителей вышли и общались с родителями на улице. Тем не менее, поиски компромисса между безопасностью учеников и удобством родителей продолжаются.
Владислав Логинов, глава Красноярска:
- Да, охранники признаются, что были конфликтные ситуации. Я хочу пройти туда, я хочу посмотреть на какие-то кабинеты, какие-то моменты в школе. Эти вопросы тоже решаемы через педагогов. Потому что каждый родитель имеет право посмотреть, в каких условиях обучается и в каких условиях питается его ребенок.
Только за последнее время было несколько вооружённых атак на учебные заведения. В результате последнего случая, в сентябре, в Ижевской школе были убиты 17 человек, больше 20 получили ранения. Чрезвычайная ситуация была и в Красноярске, когда девушка зашла с ружьем в детский сад на Менжинского и успела сделать один выстрел. Никто не пострадал, только из-за того, что воспитатели смогли скрутить вооружённую нападавшую. Причем в этой ситуации охрана им ничем не помогла и дети остались живы благодаря тому, что буквально грудью на их защиту встали женщины.