— Едем в Волноваху — зона повышенной опасности. Ещё не собраны все боеприпасы до конца.
Спецоперация. На первый взгляд, ничего больше и не происходило в этом году. Сводки с передовой шли каждый день с конца февраля. И мы — 7 канал — в зоне СВО тоже были. Видели своими глазами школы и больницы, по которым били прямой наводкой, сожжённые танки, разбомбленные дома. Страшно говорить вслух, но частые взрывы и правда стали обычным фоновым шумом.
- Наши малыши различают калибр оружия, которое стреляет, они понимают, как далеко еще выстрел, и кричат: «Мама, мама, это еще далеко, я поиграю», — рассказывает Элеонора Федоренко, советник главы ДНР по правам ребенка.
Рассказы людей, которые живут на Донбассе из памяти уже не выкинешь. Каждый второй делился историей, как он прятался от бомб в подвале. Другие говорили, что соседей хоронили прямо во дворе. Воды и еды не было. Но жить дальше надо. И это слова людей, например, из Волновахи. Хотя небольшой городок в марте превратили в руины.
— По словам директора, все учителя сейчас живы и они уже потихоньку, своими силами, начинают приступать к разбору завалов.
- Вы не бойтесь! У нас тут мин нет
- Но мы пока боимся
- Не бойтесь, не одевайте вы свои бронежилеты, говорят Ирина Буховская и Елена Цыганок, -жительницы Волновахи.
- Вы не бойтесь! У нас тут мин нет
- Но мы пока боимся
- Не бойтесь, не одевайте вы свои бронежилеты, говорят Ирина Буховская и Елена Цыганок, -жительницы Волновахи.
Обращение президента, штурм Азовстали и референдумы оставим для эфира федерального. Чем-то далеким спецоперация быть перестала 21 сентября. Началась частичная мобилизация. Солдат в зону СВО провожали на ЖД вокзале. Тогда же вновь стали актуальны пункты с гуманитаркой. Не обошлось и без потерь. Первые похороны мобилизованных прошли в Минусинске.
— Указом президента военнослужащие награждены орденом мужества, посмертно.
А помните, был такой коронавирус? В этом году мы сняли маски и отказались от куар-кодов, перестали обсуждать новые штаммы. Хотя ещё в январе говорили про дельту и омикрон. Готовились к пятой волне. И она пришла. Закончилась, скорее, незаметно, но всё равно было тяжело.
Прокатили на каталке человека, ну, в морг очевидно. На меня это оказало такое ужасное впечатление, — вспоминает Александр Трофимов, пациент краевой больницы.
Крайне тяжелой оказалась и борьба с природной стихией. Седьмое мая. Такие дни принято называть чёрными. Чудовищной силы пожары обрушились тогда на весь край. Порывы ветра местами достигали сорока метров в секунду. Линии электропередач просто срывало. От домов оставались только печки. Целые сёла с карты региона исчезли. Символом трагедии стал Уяр. В небольшом городке сгорели несколько центральных улиц.
- Вот так вот Уяр горит, та улица уже вся выгорела.
— И всё у нас пропало. Я не знаю, как вот сейчас жить. Нам главное бы дали крышу над головой, -говорит Валентина Чуешова, жительница Уяра.
На зов погорельцев откликнулся весь край. Люди собрали несколько десятков тонн гуманитарки. Быстро началось и строительство жилья. Ключи от новеньких домов пострадавшие начали получать с августа.
— Хотел бы сказать спасибо строителям, коль скоро они сделали всё в короткие сроки, — заявил Александр Усс, губернатор Красноярского края.
Главное событие политическое — смена мэра в Красноярске. Сергей Ерёмин о своей отставке объявил в начале августа. После пяти лет в кресле градоначальника перешёл в краевое правительство. Как мэр он ввёл моду на благоустройство и соцсети. А его коронные фразы — слышал весь город.
- Не надо забывать, ножками надо гулять, ножками, — говорил Сергей Ерёмин, бывший глава Красноярска.
Кто станет следующим мэром решали депутаты. Они выбрали Владислава Логинова, на тот момент, заместителя Ерёмина.
— Я понимаю, что сейчас новый этап, который наступил через десять лет моей работы в администрации, — заявил Владислав Логинов, глава Красноярска.
Новый этап наметился в проекте метро. Хотя ещё летом были серьёзные опасения. Проектировщика Олега Митволя, задержали. Его обвинили в хищении почти миллиарда рублей. Однако на планах строить подземку это не сказалось. Осенью краевые власти представили ее проект. Первая ветка — от Высотной до Ястынской появится в течение десяти лет. Остальные к середине 21-го столетия.
— Красноярское метро должно стать самым современным в стране. С этой амбициозной задачей нам всем предстоит справиться, — заявил Александр Усс, губернатор Красноярского края.
Без сюрпризов не оставил и Енисей. Могучая сибирская река местами превратилась в пруд. Хотя годом ранее набережные в воде стояли. Этим летом с правого берега на остров отдыха можно было уйти пешком. Главное развлечение — поиск моллюсков.
— Если пройти в воду буквально на два метра, то есть и целые ракушки. Вот раз, два и там подальше ещё штук пять есть.
Спасение года — медведь Диксон. Косолапого нашли на севере края с переломанными рёбрами. Неизвестные стреляли в него дробью. Хищник должен был умереть в тундре, но сначала его авиацией доставили в Норильск, а затем в московский зоопарк. Топтыгин проходит там курс реабилитации и уже распаковывает новогодние подарки.
И это ещё не все запоминающиеся события. ФК «Енисей» впервые в истории дошёл до полуфинала кубка страны. Красноярские школы атаковали лжеминеры. Осенью в городе провалился дорожный ремонт. Пожары в торговых центрах дошли и до нас. Остров Татышев продолжают застраивать. Впрочем, эта история уже переходит в следующий год, а пока мы прощаемся с две тысячи двадцать вторым.