На этом месте, в овраге на безлюдной улице больше года назад Рома и Маша нашли кадета. После полутора месяцев комы, Саша заново учился даже ни говорить, а дышать.
— Помнишь как ты шел?
- Нет, ничего не помню этого.
- А день хотя бы в кадетке?
- Нет, нет.
- Вообще дня этого нет в твоей жизни?
- Нет у меня 1 декабря.
А вот мама Саши роковое 1 декабря 21 года вряд ли когда-то сможет забыть.
— С первого дня я начала вести Сашин блокнот и у нас все шло без динамики, без динамики. И вот я вела этот дневничок пока мы лечились, и реабилитация и все, все. Он такой родной, — вспоминает Татьяна Зыкова, мама Саши.
Врачи в унисон повторяли — у Саши лишь 2 процента на жизнь. Но у Татьяны даже мысли не мелькнуло опустить руки и сдаться. Она была убеждена — сын поправится.
— Я верила, что он встанет. Потому что я чувствовала, когда его нашли ребята. Мы к нему подбежали я почувствовала, что он до последнего ждал нас. Его последнее движение было — он сжал снег в руке и все, и ослаб. То есть я как поняла это был мне знак, что наконец-то ты появилась здесь, — еле сдерживая слёзы рассказывает Татьяна Зыкова, мама Саши.
Несколько месяцев Саша был прикован к кровати. На фотографиях, сделанных в больнице, в исхудавшем на 20 килограммов мальчике узнать Сашу практически невозможно. Но материнская любовь вкупе с невероятной силой духа этой с виду хрупкой женщины отменила безнадежный диагноз. Да и для 16-летнего Саши, который незадолго до трагедии без страховки совершил восхождение на Авачинский вулкан, находиться в инвалидной коляске было невыносимо. Ведь впереди вся жизнь. На нее много планов. Воплощать их прикованным к креслу он точно не собирался. И Саша встал с него. Началось долгое и упорное восстановление.
— Давай, Саша! давай, давай ножками!
Судьба кадета волновала не только родных. Люди говорили слова поддержки, спрашивали о здоровье Саши, о помощи, которую могут оказать.
— Я им очень сильно благодарен за то, что мне помогли встать, лечили меня, учили ходить, — говорит Александр Зыков, пострадавший.
Неравнодушие посторонних людей до того тронуло сердце подростка, что первым делом, когда он снова смог держать ручку — написал слова благодарности, тем кто не остался в стороне. На реабилитации в Москве кадет встретил мальчика, с которым тоже случилась беда — на него упали ворота. Саша, который еще недавно сам не мог встать, не остался безучастен и всячески подбадривал его.
— Он пытался за что-то взяться и встать. я к нему подошел. говорю: ты себя убеди. поставь себя на ту цель, что ты хочешь — хочешь встать, — вспоминает Александр Зыков, пострадавший.
Спасшие кадета — Рома с Машей все это время были рядом. Не просто звонили и узнавали о самочувствии, а навещали. Для Саши и его мамы Татьяны они стали если не членами семьи, то как минимум друзьями.
— Мы никогда даже не сомневались, что он поправится. Потому что, когда мы узнали, что парень с кадетского корпуса, когда нам его сестра Ульяна и мама рассказывали, что он несломаемый человек. Сразу же знали, что он встанет и все будет хорошо. Тетя Таня очень сильная женщина. Она вообще молодец, я прямо восхищаюсь ей, как героем каким-то потому что она никогда не сдавалась. Я ни разу не видела, чтобы она была грустной на протяжении этого пути, она всегда верила в лучшее. Это добавлю, самый сильный человек, которого я видел, — рассказывают Роман Бызов и Мария Изосимова, друзья семьи.
Трагедия привела к тому, что дорогу отремонтировали. На темной ни один десяток лет улице возле кадетского корпуса на Малиновского, фонари сейчас светят от начала и до конца. Появился и тротуар, по которому могут не опасаясь за свою жизнь возвращаться домой воспитанники училища. Так что, улицу впору переименовать в Александрийскую.