Педагоги различных учебных заведений постоянно сталкиваются со стрессом и находятся в группе риска по физическому и моральному истощению. Работа с детьми, шум, большая нагрузка — это лишь небольшой список того, из-за чего можно испытывать стресс на работе. Корреспондент «7 канала Красноярск» поговорила с психологом Ольгой Загудаевой и психологом-педагогом Галиной Суворовой, чтобы разобраться в том, как работнику сферы образования сохранить душевное равновесие.
Стресс и дистресс
Психолог центра «Медицина для души» Ольга Загудаева отмечает, что стресс — это крайне полезный психический механизм, который дан нам от природы. Он называется позитивным стрессом, когда человек справляется с травмирующей ситуацией, которая приходит извне, и разрешает ее. Когда человек не справляется и напряжение остается, то речь уже идет о негативном стрессе, то есть дистрессе.
— Например, директор накричал на учителя. В этот момент нарушаются границы, и справедливо отреагировать эмоцией злости. Учитель не отвечает директору и подавляет злость, а затем идет дальше работать с детьми. Злость и желание защититься — это реакция стресса. Если учитель ответил и сказал: «Не надо на меня кричать», то душевное равновесие возвращается. Это здоровый выход из стрессовой ситуации. Если он подавил это и пошел дальше заниматься своими делами, то эмоция и побуждение к действию остались. Это влияет на эмоциональное состояние. Если такие ситуации случаются часто, человек это сдерживает в себе, психика расшатывается, — рассказала психолог Ольга Загудаева.
Факторы стресса
Психолог-педагог Галина Суворова рассказала, что влияет на возникновение стресса. Чаще всего работники образовательных учреждений сталкиваются с негативными эмоциями из-за:
-
Конфликтов внутри коллектива школы;
-
Конфликтов с родителями учеников или же самими школьниками;
-
Негативных ситуаций в личной жизни;
-
Неправильного распределения времени при работе с основной и дополнительной учебной нагрузкой;
-
Непонимания того, как работать со стрессом и избавляться от него.
Галина Суворова считает, что молодые педагоги больше подвержены стрессу, чем более опытные коллеги.
— Если педагог высоко квалифицирован и готов к нагрузке, то он реже подвергается стрессу со стороны конфликтных ситуаций с учениками. Молодые педагоги, несмотря на энтузиазм и интерес к работе, чаще всего не готовы к шуму, нагрузке, большому количеству детей и вопросов, соответственно, не могут регулировать ситуацию. Здесь всё дело в опытности и готовности работать в любых ситуациях, — отмечает психолог.
Как разрешать конфликты с учениками?
Конфликты между учениками и учителями, к сожалению, не редкость. Часто это становится главной причиной стресса. Многие учителя жалуются на отсутствие уважения современных учеников и их непристойное поведение. Психолог-педагог Галина Суворова отмечает, что на раздражение во многом влияют личные и профессиональные качества взрослых педагогов: косность и отсутствие гибкости мышления, повышенный контроль.
Недовольство провоцирует разборки на повышенных тонах. Иногда дело может дойти и до рукоприкладства. Например, в Дзержинском учитель физкультуры силой выдворил из школы подростка, за то что тот отказался вытирать ботинки. Сейчас по этому делу проводят проверку. А в красноярском детском саду №6 учительница физкультуры кричала на детей и жестко кинула в девочку мячиком. Позже она уволилась по собственному желанию.
Виноваты здесь не только личные качества учителей и их профессиональная подготовка. Галина Суворова рассказала, что школьники могут провоцировать конфликты с педагогами по разным причинам, которые зависят от возраста. Так они привлекают к себе внимание.
Дети начальной школы борются за внимание педагога. Дети подросткового возраста пытаются самоутвердиться перед сверстниками и начинают демонстрировать свои лучшие или худшие качества. Педагог должен проанализировать и понять причину, по которой ученик пытается на него воздействовать
— Когда раз за разом педагог входит в конфликт с ребенком, чаще всего не анализируется причина. Может быть, у него проблемы дома, и школьник пытается привлечь внимание, чтобы его выслушали, может быть, ему плохо. Нужно понять, что является триггером для состояния ребенка, — прокомментировала педагог-психолог Галина Суворова.
Родители тоже могут помочь учителям в решении конфликтов с детьми. Главное, идти на спокойный диалог и разбираться в причинах, поговорить со своим ребенком о том, почему он себя так ведет.
Также нужно приучать ребенка быть самостоятельным, рассказывает психолог-педагог Галина Суворова. Иногда родители хотят помочь и сами собирают портфель, делают домашнее задание, объясняют школьные темы на своем, доступном языке. Это приводит к тому, что ребенок перестает слышать и слушать учителя, природная ориентация на педагога уничтожается собственными руками.
— Можно построить беседу иначе. Задавать ребенку вопросы: «Расскажи, а что ты сегодня сделал?», «Подскажи, а как вот это сделать?». Создавая элементарные, простые ошибки, мы мотивируем его доказывать свою точку зрения, ориентируясь на то, как объяснил учитель, — приводит пример Галина Суворова.
Как бороться со стрессом: советы
Психолог Ольга Зудаева рассказывает, что нужно опираться на природные механизмы борьбы со стрессом.
-
Обратить внимание на эмоцию и распознать ее. Задавать себе наводящие вопросы. Что я чувствую? Я чувствую страх. Чего я боюсь? К кому это направлено? Злость, например, всегда имеет объект. Что мне хочется сделать? Защититься.
-
Понять, как можно защитить свои личные границы. Например, если директор на вас кричит, можно сказать: «Я понимаю, что вы злитесь, но прошу на меня не кричать». Тогда злость находит выход, и возвращается душевное равновесие.
-
Восполнять внутренние ресурсы. Отдыхать, найти хобби вне работы.
Помимо этого, можно обратиться за поддержкой к близким, навести порядок на рабочем месте, чтобы избавиться от хаоса в голове и окружающем пространстве, заняться дыхательными упражнениями.
Вполне возможно, что, размышляя над причинами стресса, педагог может понять, что занимается не своей профессией. А значит, что-то нужно менять. Это страшно, и, сталкиваясь с таким, учителя могут избегать своих чувств. Тем не менее, нужно доверять себе и прислушиваться. Если ничего не помогает, то можно обратиться к психотерапевту, который поможет наладить контакт с собой.
Ранее по теме:
«Душил и таскал по классу»: в Канске учитель физкультуры ударил школьника за «непослушание»
В 72-й школе Красноярска 3-классник избил учительницу
Грубит, хамит и дебоширит: учителя красноярской школы №32 жалуются на директора
Фото: www.freepik.com