— Я ценю старинные предметы быта за их жизнь. Потому что любой предмет возьми — оно прям жизнью пахнет. Даже если взять для сравнения современный предмет, и тот пропитан жизнью, — рассказывает Хафиза Бораганчиева, коллекционер.
Этот Вятский самовар 95-го года выпуска. Он имеет верток в виде ветки, а ручки в обиходе называют «Цыганскими». Они расположены вдоль всего «туловища» и с виду напоминают ручку от чемодана. — Мне мужчина передал этот самовар в руки. Вот, по сей день помню. Я его взяла и сказала: «какой ты красивый!».
От каждого из самоваров Хафиза получает настоящее удовольствие. В зависимости от формы меняется и вкус напитка, — говорит женщина. Некоторые из них называет ласковым словом «вкусные». Стоимость своей подборки коллекционер не называет.
— Какова общая стоимость моей коллекции я, если честно, даже не знаю. Во-первых, мне это не нужно. Ну, в принципе, зачем? Во-вторых, я не считала, потому что, опять же, мне это не нужно, — отказывается коллекционер.
А этот самовар Хафиза называет «чистокровный туляк». Его объём аж 45 литров и нагревается он дровами. Стоимость конкретно этого экземпляра больше 50 тыс. рублей.— Это трактирный, это буфетный. Для большого количества людей. Это не для семьи. Или для огромной семьи.
Редкими самовары становятся из-за того, что их мало выпускали. Чем необычнее модель, тем сложнее на заводе его было изготовить. Вот этот, в форме гайки, — уникальный экземпляр в коллекции Хафизы. Сосуд для русских чайных церемоний отражает многогранность людей, собирающихся за ним, а также сложность при его создании.
— Это нужно ещё попробовать такую форму выпустить, изготовить. Это сложная работа. Поэтому такие самовары коллекционные, — объясняет Хафиза.
Несмотря на то, что в коллекции у Хафизы все самовары самые разные, у каждого из них есть общее. Это функция объединять собирающихся за ними людей. Выпить горячего чаю могут желающие совершенно разных вероисповеданий, жизненных или политических взглядов. И никому не секрет, что сейчас этого не хватает многим.