Этот спутник поймает связь хоть в пустыне, хоть на крайнем севере. Разработали его для военных. Важно, чтобы оборудование работало в любых условиях и было лёгким в перемещении. Серийный выпуск пока не налажен. Министерство обороны ещё будет проводить испытания, но уже сейчас в успехе производитель не сомневается.
— Конечно уверены. Мы работаем здесь.
А этот спутник уже гражданский. Использоваться будет на кораблях, чтобы у экипажа даже в самом далеком плавании была спутниковая связь. Раньше такие выпускали только в Корее. Но в текущей реальности делать подобное оборудование надо уже самим, и в Железногорске с такой задачей справились.
— Таких в России не было, мы первые. Мы болеем за дело, мы действительно хотим развить эту историю. Тем более, за Уралом таких вещей мало, — заявила Татьяна Журавлёва, директор НПЦ «Малые космические аппараты».
«Импортозаместили» на площадках территории опережающего развития и производство респираторов. Первую партию специалисты уже сделали. Михаил Котюков оценил.
— Мы вышли уже на пробную партию. И вот эта пробная партия у нас поедет в лабораторию на испытания, чтобы получить сертификат.
Побывал руководитель края и на главных предприятиях города. Это горно-химический комбинат, там работают два хранилища отработавшего ядерного топлива. И АО «Решетнёв» — это спутникостроительная фирма, где налажено, например, серийное производства космических аппаратов для системы «ГЛОНАСС». Но если в части науки и производства Железногорск держит марку, то в жизни самого города проблем хватает. Их Котюков обсудил с работниками предприятий и студентами.
— Первое — это высшее образование в городе. Второе — это медицина. Третье — транспортное сообщение, которое должно быть с Красноярском.
Руководитель края считает, решить проблемы можно только объединив усилия всех сторон. Все-таки Железногорск — территория особая. Здесь работают сразу две крупных корпорации — Роскосмос и Росатом. Важно объединить их усилия, с возможностями властей муниципальных и краевых.
— Мы с вами должны посмотреть вперёд. За горизонт может быть немного. И представить: а что такое будет Железногорск через пять-семь лет? У меня нет никаких сомнений, что это будет мощнейший спутник, если не пригород Красноярска.
И работа в этом направлении уже началась. Министерство экономики, совместно с городскими властями, ведёт работу над комплексным проектом развития города.
— Нужно создать условия, чтобы люди могли сюда приехать. Чтобы было где жить, чтобы были объекты образования, здравоохранения. В первую очередь — это новые возможности для развития. Для развития экономического. Для развития инфраструктуры городской, — уверен Михаил Котюков, руководитель Красноярского края.
Главная из зафиксированных мыслей: город не должен отставать от предприятий. И перспектива у Железногорска такая есть. Люди должны здесь не только работать, но и жить в комфортных условиях.