Идею пытаются воплотить в жизнь не много, не мало, а 26 лет. В 97 году в стране прошел необычный аукцион — на нем впервые распродавали машины чиновников из аппарата президента. Правда, достойной альтернативы иномаркам в России тогда не нашлось, и об идее забыли на долгие годы. Снова о ней вспомнил Дмитрий Медведев в 2014 году, тогда он занимал пост премьер-министра. Он запретил покупать машины, привезенные из-за рубежа. Но лазейку все равно нашли — приобретать иномарки, собранные на заводах в России все еще можно было, а также брать зарубежные авто в лизинг или аренду. С новой силой инициативу начали обсуждать весной 2022 года, из страны ушли многие иностранные бренды, а свои заводы на территории России они распродали. И вот на днях на встрече с предпринимателями Владимир Путин буквально потребовал от чиновников пересесть на отечественные авто.
— Министерства, ведомства, Управление делами обратились с просьбой закупки продолжить и сделать упор, по сути, на автомобили иностранного производства, продолжить такую практику. Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях, — заявил Владимир Путин, президент России.
А на чем сейчас ездят красноярские и краевые чиновники?
В автопарке администрации города больше половины машин — тойоты, остальные — шкоды и отечественный автопром. В правительстве и Заксобрании ездят только на Тойотах Камри. Это седан бизнес-класса, цена которого сейчас начинается от 2,5 миллионов рублей. На этих машинах ездят также и в других госорганизациях. Мы полистали сайт госзакупок и посчитали, что за 2022 год на ремонт, техобслуживание и диагностику Тойот Камри разных ведомств ушло больше трех миллионов рублей. Знатоки считают, что отечественные машины съедали бы куда меньше бюджетных денег.
— На обслуживание одного автомобиля иномарки на сегодняшний момент, только обслуживание, тратится порядка сто тысяч только на один автомобиль. Если мы говорим о запчастях в случае ДТП или еще чего-либо, то цены очень сильно скачут в отличие от отечественных автомобилей, — прокомментировал Егор Фролов, председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев.
И что смогло бы заменить иномарки?
Премиальных автомобилей у нас в стране не много. Самый люксовый — Аурус, на нем ездит президент и правительство. Но его цена больше камри в 15 раз — это 30-40 миллионов рублей. Еще один новый седан — Москвич 3 за 2 миллиона 200 тысяч. Есть машины и поскромнее, к примеру, Лада Веста или ВАЗ Патриот за 1,5 миллиона рублей, но в комфорте они, уступает остальным перечисленным. Мы поговорили с красноярскими и краевыми депутатами и вот что они думают о заявление президента.
— Тот же самый АВТОВАЗ или новый «Москвич» вполне себе могут быть автомобилями для чиновников. Во-первых, это поддержка автопрома. Но, как бы это пафосно не звучало, они почувствуют себя действительно в шкуре своего избирателя, — высказался Денис Терехов, депутат Законодательного Собрания края.
— На мой взгляд, отечественный автопром слаб еще для того, чтобы всех государственных и муниципальных служащих пересадить одномоментно на отечественные автомобили. Он просто не в состоянии столько произвести, хотя, конечно, экономику это поддержало бы очень серьезно, — прокомментировал Алексей Кулеш, депутат Законодательного Собрания края.
— Почему бы и нет, может тогда у нас производство наших отечественных автомобилей выйдет на новый уровень. Если продать старые [машины] и купить отечественные, я думаю, по бюджету это не ударит, — рассказал Иван Азаренко, депутат Красноярского городского Совета депутатов.
Конечно, сейчас сдавать в утиль еще рабочие машины никто не будет, но, после того, как они отслужат, можно подумать и о закупке новых, уже отечественных, автомобилей.