В автопарке Владислава Кузьменкова больше ста машин. Но не одну из них застраховать он не может. Рассказывает, раньше это было не обязательно, но с 1 сентября все изменится. Водитель такси без ОСАГО не сможет даже за поворот выехать, не то, что возить людей. Но в страховых компаниях, заявляет мужчина, только от одного слова такси бегут, как от огня.
— Мало того, что там тарифы дороже. Мы готовы оплатить эти тарифы под такси. Там гораздо дороже, чем в личных целях. Только они не готовы страховать. Я не знаю, сейчас это глобальная проблема. Не то, что по Красноярску, по всей России. От этого упадет выход автомобилей на линию. Количество водителей и так сокращается. А в связи со страховыми компаниями — то, что они нам палки в колеса вставляют, оно вообще упадет, — рассказал Владислав Кузьменков, руководитель такси «Спасибо».
А после этого и с бизнесом можно попрощаться, говорит Владислав. Компания будет нести сплошные убытки, а водители начнут недозарабатывать. А у всех семьи, кредиты и ипотеки. И как выживать в таких условиях — вопрос открытый. Проблемы возникнут и у тех, кто работает на себя. А таких — не меньше половины от всех водителей.
— Ему нужно сразу сейчас заплатить, в зависимости от автомобиля, от 50 до 70 тысяч сразу единовременно. Многие водители просто не потянут по одной причине — для многих водителей это может быть как подработка. Количество заказов увеличится, а количество водителей, которые могут выполнить этот заказ, уменьшится. Соответственно, как только будет меньше водителей — цена автоматически будет расти, — прокомментировал Иван Талуть, руководитель такси «Каретный двор».
Пойти на хитрость и не оформлять страховку — тоже не выйдет. Если такую машину остановят — то просто-напросто ездить на ней запретят. Проблема, говорят владельцы автопарков, в том, что в страховых компаниях сферу такси считают убыточной. Якобы заработать на ней нельзя из-за того, что водители частенько попадают в ДТП. И всем им нужно выплачивать деньги. Бизнесмены с такой статистикой не согласны.
— Есть у них еще так называемые «черные списки», про которые они все молчат. «У нас нету их». А они есть. У них на конкретного гражданина, на каждого, есть свои правила. Вот меня нельзя страховать, потому что на мне как на физлице числится определенное количество машин, и немалое. Они смотрят — ага, род деятельности, скорее всего, таксист. Уже в черном списке, — поделился Владислав Кузьменков.
И о том, что такие списки действительно существуют — сегодня спокойно заявляют в одном из офисов «АльфаСтрахование»:— Я вот если новую куплю, приду — он тоже не застрахует?
— Не пропустит. Даже если новую, даже если на себя.
— У новой машины же нет истории, она с нуля.
— Не пропустит. Это не я, это далеко наверху. И даже не в Красноярске, скорее всего.
— То есть вы не проинформированы?
— Конечно нет. Мы вообще об этом ничего не должны говорить так-то.
Об убыточности ОСАГО для таксистов открыто говорят и в Центробанке. Это ведомство и курирует деятельность страховых компаний. Там говорят, страховщики могут просто разориться — а поэтому меры уже принимают. Видимо, имея ввиду те самые «черные списки». Тем не менее, если клиента что-то не устраивает — он может обратиться в Банк России с жалобой через интернет-приемную. О том, что такая проблема не должна возникать, говорят и автоюристы.
— Все это является незаконными действиями. И водитель, который работает в таксофирме, обращаясь в страховую компанию, имеет полное право на получение данной услуги. Так как данный договор является публичной офертой и страховая компания не вправе производить отказ в страховании, — прокомментировал Станислав Савчук, автоюрист.
Эксперты советуют фиксировать отказ на видео и предупреждать менеджеров,
что пойдете с этим выше. Возможно, тогда они испугаются последствий и страховку
оформят. Если же нет — то можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или
Центробанк. А пока ее будут рассматривать — похоже, людям придется пересесть на общественный транспорт.