1172

Газификация, метро, юбилей — что обсудил Путин на совещании с правительством Красноярского края

Основными темами стали экономика, транспорт и экология
Газификация, метро, юбилей — что обсудил Путин на совещании с правительством Красноярского края. Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

31 августа прошла прямая трансляция совещания президента РФ Владимира Путина с правительством Красноярского края. Глава государства встретился с руководителем региона Михаилом Котюковым и чиновниками специально, чтобы обсудить развитие и проблемы края. На это ушло немногим больше часа, запись и расшифровка выложены на сайте президента России.

Мы решили пройтись по основным блокам их разговора и рассказать, к каким выводам политикам удалось прийти по каждому вопросу.

Спойлер — вопросов успели поднять довольно много: среди них и экономика, и транспорт (включая аэропорт, метро, обычные и железные дороги), а также 400-летие города, экология, туризм. Работу и поддержку по каждому из них президент назвал не только важной, но и абсолютно реалистичной.

Экономика

— В данный момент пусть и непростые внешние условия, но экономика края находится в тонусе, демонстрирует хорошие, позитивные результаты. По всем ключевым показателям, характеризующим экономическое состояние, край сегодня в десятке крупнейших регионов страны. По многим показателям, например по инвестициям, мы в первой «пятёрке», — рассказал Михаил Котюков, руководитель Красноярского края.

В начале совещания, сразу же после открытия Высокогорского моста, Михаил Котюков посвятил объёмный доклад экономике края. Как он рассказал президенту, упор в развитии следует делать на углубление переработки сырья, выпуск продукции для внутреннего рынка и экспорта. Руководитель региона выразил надежду, что на предприятиях будут активно использоваться государственные гарантии, льготы и субсидии.

По его мнению, ключевой вопрос — кадры. В край собираются привлекать специалистов и персонал со всей России, а также укреплять систему их подготовки внутри региона. Образовательные учреждения уже сейчас активно сотрудничают с предприятиями, но взаимодействие требуется расширять. Идти к школьникам, чтобы они уже со средних классов выбирали естественные науки: физику, химию. Чтобы становились инженерами. Для этого же введена ранняя профориентация в школах с шестого класса.

Котюков поделился, что за последний год доход, собранный с края, составил больше 900 миллиардов рублей. Далее цифры планируется повышать и преодолеть психологически значимую отметку в триллион. Руководитель отметил: регион — большой донор, но приоритетом всё ещё является рост уровня жизни на его территории — стабильно повышаются среднедушевой доход, зарплаты, занятость. Увеличивается миграционный приток, решаются волнующие людей задачи.

Говоря о развитии экономики, он выделил два ключевых приоритета. Первый — опираться на сложившуюся производственную базу, но продолжать повышать эффективность использования экономического потенциала. Второй — поддержать социальную ответственность бизнеса. Поощрять участие предприятий в развитии городской инфраструктуры и создании условий для жизни работников.

Не смог не сказать руководитель региона и о помощи нацпроектов в финансировании инфраструктуры. Он пообещал, что до конца года федеральная поддержка позволит ввести в крае больше 70 школ, больниц, учреждений культуры и спорта. Также построить жильё для бюджетников и детей-сирот, объекты коммунальной инфраструктуры. Отметил и успехи края в помощи участникам СВО и их семьям.

Наконец, принципиальным вопросом Михаил Котюков назвал снижение зависимости от внешней конъюнктуры. Он напомнил, что при индустриализации Сибири производственные цепочки в основном, включая кооперацию, обеспечивались на одной территории. В крае, помимо недропользования, было машиностроение, была электронная промышленность, сохранились до сих пор предприятия «Роскосмоса», предприятия, которые обеспечивают развитие оборонно-промышленного комплекса. Весь этот потенциал может стать базой для производства сложной продукции и обеспечить на сибирской земле основу технологического суверенитета.

Транспорт

Блок вопросов о транспорте Михаил Котюков начал с аэропорта Красноярск. По его словам, объект фактически является вторым авиационным узлом, который выбрала для себя ГК «Аэрофлот» после Шереметьево. Рядом — Транссиб, Енисей и автодорога «Сибирь». Инфраструктура аэропорта развивается: новый терминал, рулёжная дорожка, модернизация перронов.

Но для уверенности в будущем проекта необходимо внесение в среднесрочный план. Сейчас ресурсы взлётно-посадочной полосы рассчитаны всего до 2027 года, а сертификат соответствия действителен до 2025. Однако, если их удастся распланировать дальше, можно будет заранее начать поиски источников для модернизации. Таким образом получится сделать серьёзный транспортно-логистический терминал.

— Нам, конечно, потребуются дополнительные средства федерального бюджета на приведение полосы в рабочее состояние, начиная с 2027 года. По нашей оценке, стоимость разработки проектно-сметной документации — это примерно 150 миллионов рублей, строительно-монтажные работы — около 7,5 миллиарда рублей. В соответствующем бюджетном цикле данная потребность на финансирование будет нами заявлена, и, если можно, просим поддержать этот подход, потому что в противном случае я не представляю — в Красноярске закроется аэропорт из-за того, что полоса не сможет принимать самолёты, — рассказал Виталий Савельев, министр транспорта РФ, гендиректор «Аэрофлота».

Следующим подняли вопрос о возведении красноярского метро. Подготовительный этап уже выполнен, а процесс контролирует зампред правительства РФ Марат Хуснуллин. Сам он, рассказывая о проекте, отмечает его «уникальность»: он существует ещё со времён Советского Союза. По его словам, если бы Владимир Путин не принял решение о достройке, все выработки и тоннели пришлось бы закопать вместе с деньгами, что на них ушли.

Как он пояснил, ключевой вопрос в строительстве метро сейчас — уложиться в заявленный бюджет с учётом инфляции. По поручению президента отрабатываются новые методики и нормы: так как в России до этого не было понятия «метротрамвай», соединяющего в себе наземный и подземный транспорт, принято решение создать специальные технические условия, которые позволят сэкономить средства. Сейчас эта идея дорабатывается. К 2026 году завершатся работы на первом этапе, шесть остановок и 10,8 километра путей свяжут три ключевых района левобережья.

Третьей транспортной темой стала сеть федеральных автодорог. Их протяжённость в крае составляет около двух тысяч километров, но всего 6% имеют четыре полосы. Тем временем нагрузка на трассы постоянно растёт. К концу года собираются расширить ещё 26 километров на важных участках. Кроме того, планируется завершить обход Канска, который уберёт транзитные большегрузы из города.

Однако проблемы остаются в Ачинске, где транзитный транспорт по-прежнему идёт через улицы, создавая пробки с авариями, а также в Нижнем Ингаше, где фактически пересекаются Транссиб и автодорога «Сибирь». Для продолжения программы расширения магистралей и проектирования обходов этих двух населённых пунктов просят помощи президента.

Говоря о железной дороге, Михаил Котюков отмечает сразу два вопроса. Первый — переориентация грузопотоков Транссиба. Сейчас основное его движение держится на мостовом переходе в Красноярске, но он направлен только в одну сторону. Подход есть и в обратную, но второй путь не построен. А если его включат в инвестиционную программу РЖД, получится закольцевать городскую электричку и решить серьёзную проблему города в преддверии 400-летия.

Второй вопрос в обсуждении железнодорожной темы — планы БРИКС на формирование транспортного коридора через Монголию в Западный Китай. Есть возможность одновременно создать короткий путь от Транссиба до самых развитых китайских экономических районов, а также «продлить» Енисей и доступность Северного морского пути. Обсуждение этих возможностей продолжится на КЭФ.

По словам министра транспорта Виталия Савельева, опоры мостового перехода через Енисей уже спроектированы и построены. Новый коридор через Монголию в Западный Китай ещё будет обсуждаться, как и расширение Улан-Баторской железной дороги.

400-летие и газификация

Говоря о городском юбилее, Михаил Котюков заявил, что ключевым фактором решения накопившихся проблем жители города видят газификацию.

— Мы действительно считаем, что переход на газоснабжение и населения, и предприятий позволит существенно улучшить и экологическую ситуацию в городе, и в то же время создаст предпосылки для решения задач развития новой экономики, новых технологий. С одной стороны, это будет энергетический источник, с другой стороны, это сырьё для промышленной химии. Ну и, конечно же, принципиально важно, это позволит нам получить новый темп развития и жилищного строительства, и улучшения экологической ситуации в городе. Поэтому для красноярцев, Владимир Владимирович, решение по газу было бы самым лучшим подарком к юбилею города и очень ожидаемым решением, которое нам очень здесь необходимо. Тема действительно жизненно важная, — сказал Михаил Котюков, руководитель Красноярского края.

Как пояснил в своём докладе глава оргкомитета по годовщине Александр Новак, в Красноярском крае уровень газификации примерно в 19%, но в основном за счёт отдельных территорий региона — Норильска, Дудинки и других. Центральные и южные районы же не присоединены к общей системе газоснабжения. На сегодняшний день «Газпром» начал проектировать магистральный газопровод до Красноярска из Томской области длиной 700 километров с компрессорной станцией «Володино». По окончании рассчитывают подписать между компанией и краем контракт газификации, а уже к юбилею дать газ первым потребителям.

Экология

По экспертным оценкам, процент роли транспорта в загрязнении красноярского воздуха может доходить до 30. В связи с этим, помимо метро развивается общественный электротранспорт: за бюджет приобретены трамваи и троллейбусы, ожидаются первые электробусы.

Как заявляет губернаторский совет по вопросам экологии, источников загрязнения три: промышленность с энергетикой, транспорт и частные домовладения. Порядка 15 тысяч жилых домов региона топятся углём — тут вновь поможет газификация, но и без неё из бюджета выделено 4,4 млрд на избавление от печек.

Что касается предприятий, ведётся мониторинг по проекту «Чистый воздух». Модернизацию проводят Норникель и «РУСАЛ», ответственный примерно за 15% выбросов. Частные инвестиции предприятий в экологическую модернизацию составляют около 54 млрд рублей.

— Первые корпуса уже фактически демонтированы, и мы исходим из того, что тот старый алюминиевый завод середины 60-х годов прошлого века должен быть, конечно, демонтирован. Это символ неблагоприятной экологической ситуации в городе. В миллионном городе должны быть только современные производства, которые работают по самому высокому экологическому классу, — считает Михаил Котюков, руководитель Красноярского края.

Этот проект по плану реализуется к 2026 году. Другим большим проектом является модернизация системы теплоснабжения в Красноярске. Закрываются малые низкоэффективные дымящие котельные и переводится всё на централизованную систему, а большие ТЭЦ обеспечивают использование современного оборудования, чтобы минимизировать выбросы в атмосферу Красноярска.

В финале экологического блока Михаил Котюкова поддержала Виктория Абрамченко, зампред правительства РФ по вопросам сельского хозяйства, экологии и оборота недвижимости. Она попросила установить ответственность за недостижение квот выбросов — так называемые оборотные штрафы — от 0,1% до 5% от годовой выручки компаний. Кроме того, договорились в будущем обсудить переработку алюминия.

Туризм

Финальный вопрос, который подняли на совещании — туристический потенциал края. Начали с признания о том, что в последние годы до его реализации совсем не доходили руки.

— Плато Путорана у нас, природный парк «Ергаки», национальный парк «Красноярские Столбы», водохранилище, Приангарье, бесконечное количество совершенно уникальных, замечательных мест. И они сегодня в каком-то смысле ещё недоосвоены. Конечно, нужно создавать инфраструктуру, и, очевидно, туристический поток будет, — считает Михаил Котюков, руководитель Красноярского края.

Туризм назвали новой возможностью для заработка малых населённых пунктов. Как сказал Котюков, одно место в сфере туризма даёт пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. Из-за этого планируется предлагать туристические маршруты от Монголии до Северного полюса, привлекать и общественные организации. Региональное отделение Русского географического общества постоянно признаётся одним из лучших в стране. Поэтому собираются использовать опыт, в том числе и в освоении Севера и Арктики, чтобы не допустить никаких злоупотреблений и попыток переписать историю. Через туризм показывать, как оно было на самом деле.

В завершение совещания Михаил Котюков пригласил Владимира Путина в Красноярск, чтобы ещё подробнее обсудить все имеющиеся проекты.

Последние новости