– Я вот сейчас взял из бура землю, она не пахнет нефтью.
Испытания биопрепаратов на финишной стадии, и да, земля нефтью уже не пахнет – мы тоже проверили. Чтобы избавиться от остатков топлива, большинство из которых в грунте с середины прошлого века, используют 2 специальных сорбента – оба отечественные. Подобные средства проверены, но поверхностно, на свежих розливах, на глубине – впервые. Порошок разводят, добавляют удобрения и отправляют в скважину. Температура в ней, чтобы всё сработало, должна быть 11 градусов, а ещё нужен кислород. Он поступает в скважину 2 часа в день, запуская процесс разложения нефти до нетоксичных соединений.
Технологию тестировали год назад – количество нефтепродуктов в скважине глубиной 4 метра сократилось в 4 раза. Сейчас уже строго соблюдают все условия, специалисты говорят, скоро смогут начать массовую очистку.
Вывели из эксплуатации нефтебазу в 2019 году. Резервуары демонтировали, но осталось рекультивировать загрязненный участок. Делать скважины по всей территории – это больше 20 гектаров – не нужно. Здесь 3 очага загрязнения, часть – в водоохранной зоне, из-за этого там нельзя использовать удобрения. И, что тревожит красноярцев, – это, конечно, масляные пята на Енисее. Их не раз замечали у Октябрьского моста рядом с нефтебазой, у пятна даже появился свой телеграм-канал. На место неоднократно выезжали сотрудники природоохранной прокуратуры.
К концу года планируют закончить документальную часть, а со следующего лета начать массово делать скважины. На всё закладывают 5 лет, но в минэкологии надеются, что понадобится меньше. А после эта территория станет частью жилого района.