Энергоэффективность домов, учёт тепла и суммы в платёжках стали ключевыми темами на встрече представителей СГК и управдомов Железнодорожного и Свердловского районов города в рамках проекта «Дом с теплом». Очередной диалог состоялся на Красноярской ТЭЦ-2 и стал заключительным в 2023 году.
До начала встречи энергетики провели для председателей советов домов небольшую экскурсию по станции с пояснением ключевых терминов: «гигакалория» — единица измерения тепловой энергии и «когенерация» — комбинированная выработка тепла и электроэнергии. Рассказали о нормативных запасах топлива, которое приходит на ТЭЦ Красноярска с Бородинского разреза, — бородинский бурый уголь дает хорошую теплоту сгорания, при этом имеет низкую влажность и зольность.
В котельном цехе участникам экскурсии показали котлы и современные электрофильтры с уровнем очистки уходящих дымовых газов свыше 99%. Затем провели в турбинный цех на главный щит управления, где сосредоточены все средства контроля работы станционного оборудования и регулируется процесс подачи теплоносителя в дома горожан. Оперативный персонал здесь несет дежурство круглосуточно. На одном из мониторов можно было увидеть данные автоматической системы анализа и контроля дымовых газов в режиме реального времени. Параметры оказались ниже предельно допустимых значений. Датчики для измерений установлены на трубах ТЭЦ, а данные передаются не только на пульт дежурного станции, но и публикуются в открытом доступе на сайте.
После ознакомительной экскурсии председатели советов домов встретились с руководством теплосетевого и теплосбытового подразделений компании, чтобы задать вопросы по качеству теплоснабжения в домах и о начислениях. Главный инженер красноярской теплосети Дмитрий Иванов рассказал о масштабном обновлении трубопроводов, цель которого — повышение качества теплоснабжения и сокращение дефектов на теплосетях в осенне-зимний период. Компания реализует эту программу не первый год, обновляя до 50 км ежегодно. Несмотря на большой объем выполненных ремонтов на сетях, управдомы отметили, что, по информации жителей, в некоторых домах по-прежнему холодно. При этом суммы в платёжках внушительные.
Почему такая высокая платёжка, если в квартирах не жарко?
Заместитель директора теплосбытового подразделения компании в Красноярске Виталий Вандакуров объяснил, что конечная цифра в строке «отопление» зависит в большей степени от двух факторов — показателей среднесуточной температуры воздуха в расчетный период и энергоэффективности дома. «Если управляющая компания до начала отопительного сезона не позаботилась об утеплении кровли, межпанельных швов, дверей и окон в подъезде, трубопроводов в подвале, то тепло, которое дом потребил, попросту не дойдет до квартиры собственника. Жители будут замерзать, но при этом оплачивать ресурс. Объем потребленного тепла домом можно посмотреть на оборотной стороне квитанции». Пример неэффективного потребления тепла домами может работать и в обратную сторону. Председатели двух домов, расположенных на разных берегах Красноярска — по улицам Судостроительная и Карла Маркса, рассказали об одной и той же проблеме: в домах слишком жарко. По словам представителя тепловой инспекции Александра Быкова, это опять же недоработка управляющих компаний, которые по каким-то причинам не могут справиться с настройкой элеваторных узлов. В данном случае ни зданиям, ни людям столько ресурса не нужно, но за излишки заплатить все равно придется. При расчете платы за тепло учитывается также среднесуточная температура воздуха за окном и период, за который обслуживающая организация передала показания приборов учета. Если показания передавались, например, с 25-го ноября по 25-е декабря, то и температура воздуха должна учитываться не за календарный месяц, а только за расчетный период. Виталий Вандакуров заместитель директора теплосбытового подразделения в Красноярске «Яркий пример. Текущая неделя началась с очень низких температур, а уже к концу недели стало теплеть, и это тепло, по прогнозам, продержится до конца декабря. Получается, что управляющая компания предоставит показания счетчиков за самые холодные дни расчетного периода, тогда как самые теплые дни декабря пойдут в январские платёжки». Специалисты обратили внимание на то, что объем потребления тепла возможно учесть только в домах, где есть общедомовые приборы учета. Если же счетчика тепла нет, либо он не прошел поверку или неисправен, то начисления будут выполняться по нормативу. В этом случае сумма начислений с сентября по май будет равная.
Кто должен заниматься настройкой индивидуальных тепловых пунктов?
В зоне ответственности ресурсоснабжающей организации — поставка тепла до границ многоквартирного дома, а управляющей компании — внутридомовое хозяйство. Автоматическая система погодного регулирования, элеваторный узел и внутридомовые сети — это имущество собственников, т. е. жителей. А управляющая компания — нанятые специалисты, которые обязаны это имущество эксплуатировать, обслуживать и сохранять в работоспособном состоянии. Соответственно настройкой и обслуживанием занимаются сотрудники УК или привлеченные ею сторонние специалисты.
Есть ли возможность в многоквартирных домах устанавливать индивидуальные приборы учета?
С таким вопросом обратилась к энергетикам председатель дома № 21 по улице Семафорная. Специалисты разъяснили: новые дома с вертикальной разводкой застройщики обязаны оборудовать индивидуальными теплосчетчиками по закону. При горизонтальной разводке в тех домах, где уже стоят общедомовые приборы учета, возможности заменить их на индивидуальные нет. В этом случае отопительные приборы можно оснастить специальными распределителями, но они не сэкономят тепло, а просто посчитают его фактическое потребление в квартире.
Накануне нового года перешли из одной управляющей компании в другую. Какие документы прежняя УК должна передать в новую обслуживающую организацию?
По закону прежняя УК обязана передать весь пакет документов сотрудникам новой компании вместе с накопленными денежными средствами. Встреча продлилась больше часа и получилась полезной для всех участников. Горожане интересовались правилами замера температуры воздуха в квартирах и сроками доставки квитанций. Специалисты подробно давали ответ на каждый вопрос, какие-то обращения брали «на карандаш», чтобы провести проверку и по возможности решить проблему.