«Главный больничный корпус» и «Больничный корпус с флигелем» изначально были усадьбой золотопромышленника и купца Никиты Мясникова. Особняк переходил от одного родственника к другому, пока в конце 19 века здания не передали городу. Тогда здесь и разместилась городская больница №1. А в начале 20 века рядом возвели церковь Николая Чудотворца. Больше века эксплуатировались и ветшали эти здания.
Здания первой городской больницы закрыли и признали аварийными в 2013-м (тогда на одну из пациенток обрушилась кирпичная стена). Пять лет город искал инвестора, реставрация — дело нелегкое и очень затратное, не каждый возьмется. В 2018 году обязательства по реставрации объектов взяла на себя компания «Гуриати», у которой есть лицензия на проведение таких работ.
Уже сейчас на восстановление первоначального исторического облика четырех объектов (а задача была именно такая!) ушло около миллиарда рублей. И это не окончательная сумма, потому что Церковь Николая Чудотворца еще реставрируется.
— В архивах краеведческого музея нашлось фото, которое раньше нам не было известно, фото как раз северного фасада. Мы узнали, что над входом была ниша, в которой размещалась икона Николая Чудотворца — и ниша, и икона будут воссозданы, именно поэтому растянулись во времени сроки производства работ, — рассказывает начальник отдела сохранения объектов культурного наследия Алексей Савченко.
- Цех стеклофибробетона, который делает экстерьер, они просто все формы выкинули, заново сделали формы, и заново вся работа пошла, буквально из-за одной фотографии, — говорит исполнительный директор Павел Бобрешов.
Сегодня мастера реставрации добиваются целостности облицовки с помощью вычинки кирпичной кладки — все работы сейчас сосредоточены на церкви: внутри и снаружи. Воссоздание других зданий практически завершено. Реставраторам очень помогло в работе собственное производство строительных материалов.
— Производство интерьерного гипса, стеклофибробетона, ковка, натуральный камень, что касается Вейнбаума — там очень много этих материалов было применено, и исторически эти материалы, они были там — и полы из натурального камня, и лестница, и т. д., и мы фактически все это восстанавливаем, — говорит исполнительный директор Павел Бобрешов.
— Все, что можно было сохранить, как, например, лестницы, у нас есть даже некоторые двери, которые мы сохранили — они отправлялись на завод, делали реставрацию и обратно привозились, — отмечает начальник отдела капитального строительства строительной компании Максим Степакин.
На месте старых зданий, не имевших исторической и культурной ценности, на Маркса — Вейнбаума скоро вырастет новый дом (в ноябре компания получила разрешение на строительство). В историческом центре Красноярска строить можно и нужно, считает почетный архитектор Борис Шаталов, потому что «старая ткань города отмирает, и у людей появляются новые потребности»:
Сквер по улице Карла Маркса в площадь застройки не попадает, он стоит за забором стройплощадки. Компания «Гуриати» обещает благоустроить его за свой счет. И этот сквер, и внутренний двор нового дома после завершения всех работ передадут в распоряжение города. А полюбоваться отреставрированными домами красноярцы смогут уже этим летом. Но и сейчас видно, какую огромную работу проделали реставраторы — вернули Красноярску исторические здания, которые долгое время были фактически руинами.