— Вы вообще жесткий руководитель?
- Да по-разному бывает.
- То есть можете кулаком по столу?
- Могу. Бывает и такое. Иногда только так и можно.
И такое жесткое решение было принято совсем недавно. Эпопея с уборкой снега закончилась увольнением руководителя специализированного автотранспортного предприятия Дмитрия Сокирки. Губернатор рассказывает, принять такое кадровое решение пришлось, когда время уговоров вышло.
И если с наземными дорогами иногда приходится буксовать, то с магистралями под землей, напротив, дело продвигается вперед. Первую очередь красноярского метротрамвая должны сдать в 2026 году. Уже решено, что вагоны помчатся не только по новым тоннелям, но и тому, что был вырыт десятилетия назад.
- Мне было очень странно. Я как-то приехал, говорю: «А было же что-то сделано…» Мне говорят: «Ну да, в принципе, было сделано». Мне показали тоннель, как он выглядел, я говорю: «А что в проекте?» И говорят: «Его в проекте нет». Я говорю: «Как?..»
- Вообще, конечно, странная ситуация. Огромные деньги…
- Абсолютно верно! Проделана большая работа. Почти 2,5 километра подземной выработки, соответствующим образом уже все обустроено. Как можно это игнорировать?
Что касается «черного неба» — губернатор отмечает: что-то изменилось в климате. Он четко помнит: в нулевых, когда производств в городе было больше и знакомые ароматы шли и со стороны завода медпрепаратов, и других крупных предприятий — черной шапки смога красноярцы не видели.
- Я в Зеленой Роще, поэтому…
- Вы это чувствовали еще ближе. Поэтому я с утра видел, какие трубы дымят, какие заводы работают. Я как раз работал министром финансов, понимал, как там бюджет будет наполняться, не будет наполняться. Но такой черной шапки над городом я не видел, — говорит Михаил Котюков, губернатор Красноярского края.
Чтобы не принимать хаотичных решений, губернатор созвал экспертный совет — в него вошли экологи, общественники, ученые, привлекли даже московских специалистов. Все они должны проанализировать происходящее и сказать, что делать. Пока же ставку делают на модернизацию предприятий для снижения выбросов, переход на более экологичный транспорт и менее чадящее топливо для частных домов. Плюс закрытие старых котельных. Со всеми рабочими заботами времени на семью — к слову, у Михаила Котюкова четверо детей — остается совсем мало.
Тем не менее, сложность графика и бесконечных непростых задач уравновешивает один важный факт, упоминание которого рефреном звучит через всё интервью. Губернатор вспоминает: после переезда из Москвы обратно в Красноярск, он сел за руль и приехал к часовне Параскевы Пятницы — месту, где он провел детство.
— Там скамеечки, лавочки сделали, сел и так смотрел на город: я вернулся домой…