А мы расскажем о красноярце Игоре Коваче, который еще до того, как учредили праздник экскурсоводов, водил горожан на «Красноярские Столбы». Игорь Викторович вот уже 40 лет работает в нацпарке. Судьбу пророчески предсказал его дядя, когда мальчику было еще 6 лет.
— Я случайно подслушал разговор своего дяди и его коллеги-друга по фотоделу, который почему-то предположил, что я стану как, они — фотографом. На что мой дядя Ваня как отрезал: — «Нет, он станет лесником!». Кто такой лесник и чем он отличается от того же лешего, я тогда не знал.
Первое знакомство с заповедником случилось в 12 лет. В класс, где учился Игорь, пришел представитель Бюро молодежного международного туризма «Спутник» и пригласил желающих поработать в каникулы в качестве групповодов для детей, приезжающих в Красноярск со всего Советского Союза, чтобы помочь им посетить «Ленинские места».Первую экскурсию для них провела краевед и экскурсовод Нели Лалетина. Благодаря тому, что Игорь Ковач хорошо знал книгу о городе, которая была посвящена 350-летию со дня образования, он начал водить сверстников по музеям, театрам и кинотеатрам. Практически сразу же ему доверили самостоятельно вести экскурсии в заповеднике, тогда как другие групповоды лишь сопровождали гостей. Так прошли первые 4 года.
Игорь Ковач все свое свободное от учебы время проводил в заповеднике: летом ночевал в каменных гротах, а к зиме познакомился и общался с компанией столбистов, обитающей в Нарыме. После 10 класса он устроился в живой уголок к Елене Крутовской. Но чуть позже служба в армии прервала общение со «Столбами», а когда вернулся, Крутовская ушла из жизни и дело Елены Александровны начало угасать. Из-за безденежья в 1993 году мужчина перешел на работу в государственную инспекцию охраны заповедника, а потом стал исполнять обязанности старшего по Столбинскому лесничеству. Ковач не только пресекал нарушения заповедного режима со стороны посетителей, но и приглядывал за друзьями- столбистами.
— При первой возможности я старался проводить экскурсии, благо тогда в штате экскурсоводов как таковых и не было. Водил гостей по поручению начальства, или по собственной инициативе — часто нарушителей. Именно тогда я понял, что важнее не пресекать нарушения посетителей, а сделать так, чтобы наши гости осознали, почему их поступок может стать губительным для природы. И не только осознали сами, но и другим не позволяли пакостить.
С 2011 года Игорь Викторович из-за проблем со здоровьем перевелся в отдел экологического просвещения и туризма. В должности главного специалиста проводит много времени с ребятишками, для них он разрабатывает и проводит занятия, интерактивные и развивающие игры. Но большой страстью для Игоря Ковача остаются экскурсии. Он для себя выработал свой «стандарт» проведения.
— Во-первых, экскурсовод должен понимать, что наш гость — главный на экскурсии. После природы, конечно. И он может быть разным: возбужденным от ожидания предстоящей долгожданной встречи со «Столбами», или, наоборот, пресыщенным и снисходительным в пол-уха: «Давайте, давайте, рассказывайте, как «Столбы» бороздят просторы земного шара». Бывают и настолько уставшие от только что закончившегося симпозиума, что понимаешь — надо дать время душе вернуться в тело. В любом случае, нужно подстроиться под ритм, настроение и состояние гостя. Не напугать его лавиной информации. Но потихонечку повести за собой, зацепив необычным, скрытым в лике скалы образом, веселой байкой из жизни столбистов или ярким историческим, произошедшим давно, но именно здесь, фактом. Надо уметь не тащить за собой тормозящих гостей, но сделать так, чтобы они стремились не последними прийти к очередной локации, чтобы не пропустить еще историю.
Игорь Викторович всех знакомит с историей национального парка, его животными и растительным миром. Рассказывает о субкультуре столбизма. А еще он критически относится к тому, что было порождено фантазией некоторых авторов прошлого, особенно раннего советского периода.
— Некоторые из них оставили нам в наследство множество не выдерживающих проверки на достоверность событийных конструкций. Тех самых, которыми как «классикой», с упоением, пользуются многие экскурсоводы на «Столбах». Вспомним, зажиточного казака Лалетина, который в самом начале 1700-х годов купил за 5 рублей безымянную в ту пору речку в надежде найти золото. Золото? В России? В начале века ХVIII-го? Да его под Красноярском нашли только через сто с лишним лет.
Кстати, в беседе Игорь Викторович даже задумался о подготовке экскурсии, основанной на разоблачении околостолбовских заблуждений, искажений и откровенных враков.Сейчас, отмечает мужчина, красноярцы хоть раз бывали на «Столбах», но нужно хоть раз побывать в заповеднике с экскурсоводом.