531

Эксперты обсудили стратегические документы по развитию Арктики

По оценкам, освоение Арктики даст России до 100 трлн рублей добавленной стоимости
Эксперты обсудили стратегические документы по развитию Арктики . Фото: porarctic.ru
Фото: porarctic.ru

На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло заседание дискуссионного клуба. Ученые и эксперты обсудили новые вызовы и возможности для реализации стратегии развития Арктики в условиях санкций.

По мнению профессора географического факультета МГУ, директора Центра экономики Севера и Арктики Александра Пилясова, угроза вооруженных конфликтов в высоких широтах, которая сегодня фигурирует в российских стратегических документах после изменений климата, депопуляции, низкой доступности соцуслуг, должна подняться выше в списке приоритетов.

— Ответ на новые вызовы, конечно, — это мобильность и новые технологии.

Замдиректора департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Инна Михалко рассказала о реализации нового закона о Северном завозе.

— Система управления северным завозом предполагает создание единого морского оператора северного завоза. По статистике, более 50% грузов доставляется водным транспортом. Предполагается, что это будет уполномоченное правительством юрлицо, которое будет осуществлять регулярные перевозки грузов Северного завоза между морпортами самостоятельно и с привлечением третьих лиц по льготным субсидируемым тарифам, Это должно позитивно сказаться на стоимости перевозки.

Перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, включающий 346 объектов, «очень живой», сейчас продолжается работа по его формированию, уточнила она

Директор «Востокгосплан» Михаил Кузнецов подчеркнул: развитие перспективного макрорегиона должно опираться на систему опорных пунктов, а логистика имеет первостепенное значение. При разработке мастер-планов арктических городов большое внимание уделяется тому, как Севморпуть будет влиять на развитие каждой территории, отметил он. По оценкам, освоение Арктики даст России до 100 трлн рублей добавленной стоимости.

Елена Шумилова, сенатор от Коми, отметила, что в республике создается новый транспортный коридор «Москва — Воркута — Красноярск», и это положительно скажется на организации и трудоустройстве специалистов в Красноярске и обратной логистике для нефтяных компаний.

Экспертам задали вопрос: как что-то можно планировать в Арктике на 5-30 лет вперед, когда обстановка в мире так непредсказуема?

Стратегическое планирование важно и нужно в госуправлении, оно позволяет приоритизировать цели. А его согласованность позволяет синхронизировать усилия на межведомственном уровне и различных уровнях власти, пояснил первый замминистра по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии Сергей Неустроев.

— Огромная территория, огромный набор работ, огромный набор самых разных инициатив. Насколько мы вообще можем по отношению ко всем этим работам говорить о стратегии развития? Стратегом может быть только какой-то кооперативный субъект. Мне кажется, что нужны центры, которые ставят в фокус внимания проблематику стратегической работы по Арктике. И, может быть, ЭЦ ПОРА может быть таким центром, — говорит Александр Балобанов, завкафедрой госуправления и публичной политики Института общественных наук Президентской Академии.

— Многие предложения требуют дальнейшего развития и обсуждения. Считаю необходимым организовать на базе Президентской академии совместно c ПОРА постоянно действующий семинар по стратегическому планированию с привлечением сотрудников и студентов Института общественных наук Президентской Академии. Это вызовет интерес молодежи к арктической тематике, привлечет широкий круг специалистов к дальнейшему обсуждению проблем реализации Стратегии развития АЗРФ, — говорит модератор дискуссии, координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН Президентской Академии (РАНХиГС) Александр Воротников.

3
Последние новости