На старейшем красноярском кладбище, Троицком некрополе, днём стоит тишина. И только рыжеволосая фигура в шляпе неустанно трудится, ухаживая за могилами. Это красноярка Ольга Аржаных — аскетичная женщина, живущая в хижине прямо у мест захоронений. Историей жизни хранительницы города мёртвых поделились журналисты NGS24.
В узких кругах «загадочная отшельница» известна как профессиональный юрист и бывший прокурор, а позже — историк и краевед. На смену профессии её побудила просьба Виктора Петровича Астафьева, который хотел видеть её новым главой культурно-исторического общества «Некрополь».
Переехала на кладбище она в 90-е, а в последнее время совсем не выезжала в Красноярск. Вместо этого каждый день уже 32 года она проводит за работой, присматривает за могилами известных земляков. Она уверена, что если бросит это делать, то никто другой за некрополем не присмотрит.
— «Надо жить так, как будто судьба России зависит только от меня», — так красноярка описывает своё жизненное кредо, повторяя слова русского военачальника Лавра Корнилова.
В период студенчества она выходила замуж, но её супруг умер через полтора года. С тех пор она всегда была одна, и у своей хижины не жалует незваных гостей. Однако с теплом вспоминает тех, кто приходил ей помогать.
— Один человечек у меня есть, который помогал мне на кладбище. Вот молодец был! Как мы с ним работали вдвоём, а. Михаил. Вот если бы у меня был хоть один рабочий, я бы кладбище перевернула… ну, в хорошем смысле слова, — шутит Ольга.
Живёт Ольга в небольшом доме, в компании десятков икон и сухих цветов. Водопровода и печки там нет, а еду приносят друзья-музейщики. Они же помогают Аржаных издавать книги, которые та пишет в свободное время.