— Мы, как и другие производители российских сырьевых и прочих товаров, столкнулись с отказами клиентов, необходимостью предоставлять скидки. Это давление заставило задуматься над тем, как правильнее доставлять наш товар до рынков сбыта. И одним из таких нестандартных решений является перенесение части производства на рынки непосредственного потребления, — рассказал Владимир Потанин, президент компании «Норильский Никель».
Уже обозначены сроки переноса — 2027 год. По задумке, медное сырье из Норильска будут везти в Китай по Северному морскому пути. А уже там — перерабатывать и продавать не как российский товар. Но вот эксперты рисуют не самые радужные перспективы переноса завода. Край лишат не только определенной части налогов, но и двух тысяч рабочих мест. И даже если людей переведут на другие предприятия, возникнет другая проблема — трудоустройство молодых норильчан, тех, кто сейчас учится в институтах и техникумах. Дефицит рабочих мест обеспечен. Член Российской академии наук, доктор экономических наук Валерий Крюков долгие годы изучал проблемы развития минерально-сырьевой базы Сибири и считает, что перенос завода только на время поможет разобраться со сложностями, а потом — создаст новые.
— С краткосрочной финансовой точки зрения — да, можно получить приток инвестиций, можно уменьшить выбросы диоксида серы в районе Норильска, начав сокращать выплавку. Но с точки зрения долгосрочной — подчеркну — это бесперспективное, проигрышное, неэффективное, социально опасное и даже экономически опасное решение, — прокомментировал ситуацию доктор экономических наук, академик РАН Валерий Крюков.
Ведь оно, по его словам, может сделать нас зависимыми от другой страны и точно не укрепит экономический суверенитет. Да и в современной экономике, считает академик, судьбу недр должен решать не бизнес, а государство. Край не может так просто отпустить прибыльное предприятие, считают и красноярцы.— Мы потом обратно у них же будем покупать свой же металл, который мы здесь добываем. Мы обратно будем покупать просто у них. Это то же самое, что мы им лес отдаем, а у них деревообрабатывающую продукцию покупаем. Мы можем и сами все это переработать.
— Завод — это важнейшая часть инфраструктуры и на экономику сильно влияет. Я считаю, что это необдуманный шаг. Так или иначе, мы должны быть самостоятельными.
— Как по мне, оно должно здесь все как-то реализовываться, а не уходить. Это же наше все.
Сегодня сложно сказать, к чему приведет столь нестандартный ход руководства «Норникеля». Но пока мы видим странную ситуацию: владельцы мощного предприятия края, одного из основных налогоплательщиков, собираются отдать часть активов другой стране. При этом и в информационном пространстве, и в политическом — полная тишина. Никто не пытается обсудить уход крупного производства в Китай. А площадки для дискуссии есть. К примеру, Законодательное Собрание края всегда являлось центром дискуссий по самым злободневным вопросам. И повод для этого есть — в ЗС региона поступил запрос от депутата Госдумы Александра Дроздова с просьбой провести публичные слушания по вопросу переноса в Китай медного завода, пригласить на них руководство предприятия и представителей исполнительной власти. Уже почти месяц прошел с тех пор. Мы обратились в ЗС с вопросом о дате проведения этих слушаний. Но ответ пока так и не получили.