- Хоть противогаз надевай.
Без противогаза в Атаманово и правда непросто. Только ветер дунет в твою сторону — не знаешь, куда и спрятаться.
— Не могут открывать окна летом, приходится сидеть с закрытыми окнами. Детей на площадку не вывести. Люди отказываются ходить на концерты, потому что дышать реально невозможно. Запах, ну даже не знаю, как свалки, как в городе свалки, — рассказывает Светлана Жалнина, заведующая атамановского сельского Дома культуры.
Деваться местным некуда — продолжают жить и работать, только теперь зажимая нос рукой. А вот остальные предпочли не возвращаться на собственные участки. Сейчас это может быть опасно для здоровья, особенно астматикам.
— Задыхаемся. У нас соседи дачники приезжают из Красноярска сюда подышать свежим воздухом, а сейчас не приезжают, потому что здесь дышать нечем. Вот моей маме, представляете, 85 лет. Выйдет на улицу, охота подышать свежим воздухом, а не получается, — рассказывает Наталья, жительница села Атаманово.
Резкий и неприятный запах разносится по округе от сгоревшего склада «Атамановского хлебоприемного предприятия». Оно принадлежит Goldman Group — компании сбежавшего заграницу депутата. Пожар вспыхнул еще 24 мая. Его быстро удалось потушить, но вот зерно осталось лежать там же и, периодически, снова загорается.
— Из-за гниения и постоянных дождей зерно нагревается, начинает тлеть и в последствии гореть. Вот и сейчас мы видим языки пламени. Пожарных уже вызвали на место.
До их приезда работники предприятия попытались справиться с огнем своими силами — с помощью трактора залили зерно водой. Пламя удалось сбить всего на пару секунд. Оно появилось снова. Когда за дело взялись пожарные — резко начало гореть и в других местах.
И то справиться в одиночку пожарные не смогли. Трактористам пришлось ковшом выгребать горевшее зерно, чтобы полностью его пролить. А склад был набит до потолка. Вопрос времени, когда все загорится снова. И это теперь обыденность для атамановцев: по кругу идут пожары и вонь.
— Очень обидно за наше старинное село. Властям до нас никакого дела нет. Даже сейчас мы видим, что представителей администрации здесь нет никого. Наши крики о помощи не доходят ни до кого абсолютно, — высказалась Елена, жительница села Атаманово.
В администрации села говорят, что сами бессильны перед ситуацией, как и весь Сухобузимский район. Склады частные, как и зерно. Только оно принадлежит не Гольдману, а акционерному обществу «Объединенная зерновая компания» — одному из крупнейших экспортеров России. И пока страховая компания не оценит их ущерб, зерно вывозить не будут.
- Сейчас ничего нельзя. Пока не обсчитает страховая компания, пока не даст разрешение федерация — мы ничего не сможем сделать. Весь населенный пункт страдает. Еще, в плане того, что у нас работают в полную мощность детские оздоровительные лагеря. Привозят детей, привозят спортсменов. Ну, вы же понимаете, что они не свежим воздухом дышат, а прелым зерном, — поясняет глава администрации села Атаманово, Наталия Тарбеева.
Мы обратились за комментарием к московской компании — владельцам зерна. Там пообещали ответить, но сегодня так и не смогли. Люди говорят, с проверками сюда приезжала половина краевых ведомств, в том числе Министерство сельского хозяйства и Россельхознадзор. Однако пока никто так и не смог повлиять на бюрократические проблемы, от которых все село, окруженное соснами, сейчас — газовая камера.