1300

В Красноярском крае иконы отравляют к врачам

Выяснилось, что они старше на полтора века, чем предполагалось ранее

Наука и религия. Совместная работа учёных и священнослужителей помогает восстанавливать историю Красноярского края. Исследования выявили, что иконы оказались старше на полтора века. Вот только датировка не совпала с тем, что говорили искусствоведы. Дальше изучать иконы хотят отправить к врачам. Зачем это сделают, и почему новые даты так важны для истории края?

— Хотелось бы более чёткое изображение получить по ней.

- По низу, по низу можно.

- Ну вот нам надо вот здесь, видите.

Вот так внимательно осматривают и согласовывают каждую деталь работ учёный и настоятель церкви. Они провели новое, уникальное для Сибири исследование. Его результаты удивляют — сдвинулись даты создания красноярских икон. Учёные выяснили, что некоторые изображения оказались моложе на 150 лет. Это посчитали в небольшой лаборатории по ширине годичных колец деревянной доски. За 100 лет они приобретают определённый рисунок, в зависимости от разных условий, например, погоды. Так определяют временные рамки и узнают дату создания иконы

— Мы измерили ширину этих колец, то есть это физический размер, сколько каждое кольцо имеет ширину, построили по ним графики. И сопоставили эти графики уже с имеющимися хронологиями по Енисейску и Красноярску, которые пятисотлетние. Тем самым получили высокую связь между ними, — рассказывает Захар Жарников, старший научный сотрудник Сибирской дендрохронологической лаборатории СФУ.

Изучение образов заняло всего около месяца. Учёные говорят технология не очень сложная. Шлифуют край иконы, так чтобы не навредить изображению, затем сканируют икону на высококачественном скане. А уже через 5-7 минут результат отображается на экране. По нему и строятся те самые графики. Однако у научных сотрудников ещё много вопросов. Например, порода дерева.

С этой иконой получилась самая интересная ситуация. Сдатировать мы её единственную не смогли пока что одну из пяти. Но это какая-то лиственная порода, широколиственная, возможно осина.

Интересно и то, что данные дендрохронологов отличаются от данных искусствоведов. Одни говорят, что изображения относятся к началу XIX века, другие — к концу XVIII. Искусствоведы оценивают только стилистические признаки: цвета и техники, которые использовал мастер. Они относятся к определённому времени. Но вот, что скрывается внутри — загадка.

— Икона, когда пишется особенно темперными красками, она сверху затем пропитывается олифой. Олифа со временем темнеет. И вот этот потемневший слой не всегда снимали, да и чаще всего не снимали. Поэтому поверх делали более поздние записи, — рассказывает Елена Шаклеина, искусствовед, эксперт по культурным ценностям министерства культуры РФ.

Получается, что одна доска может хранить в себе даже несколько изображений. Выяснить это можно только с помощью томографа, которого, к сожалению, в лаборатории нет. Чтобы ещё более детально изучить изображения, исследователи уже говорят о сотрудничестве с красноярскими больницами. И такие изучения и открытия важны и нужны для истории края и его культуры.

— Сейчас может быть те данные, которые получены в результате научных исследований икон, помогут нам расшифровать летописи, какие-то упоминания в прессе XVIII—XIX вв.ека. Потому что-то, что было нормально для человека XIX века, мы не понимаем этого, нет ключей понимания шифров и вот как раз исследования этих самых икон. Оно поможет нам понять историю нашей Сибири, — рассказывает Алексей Язов, настоятель храма Святой Троицы в Емельяново.

На этом открытия и исследования не заканчиваются. В лаборатории планируют и дальше изучать ценные для культуры религиозные атрибуты.



2
1
Последние новости