Роспотребнадзор проведёт внеплановые проверки в сети дискаунтеров «Светофор», основанных бизнесменами из Красноярска — семьей Шнайдеров. В правительстве РФ отреагировали на обращение депутата Сергея Лисовского о многочисленных нарушениях в торговых точках, сообщают «Известия».
Что нарушили?
Среди некоторых значимых нарушений: несоблюдение закона о маркировке и технических регламентов о производстве пищевой продукции. В магазинах на территории Красноярского края только за 2024 год произошло несколько серьёзных инцидентов:
-
в Норильске компанию обязали выплатить моральный ущерб за испорченное мясо;
-
в Красноярске помидоры продавались с севшими на них мухами.
Сеть обязали выплатить штраф за многочисленные нарушения, однако теперь только Красноярским краем проверки в «Светофоре» не окончатся. Сейчас, по информации издания, первый вице-премьер Денис Мантуров уже поручил Роспотребназору и Минэкономразвития представить в правительство необходимые для внеплановых проверок документы.
Как отмечает РБК, подобные мероприятия в России можно проводить только в случае, если существует угроза жизни и здоровью граждан. На плановые проверки бизнеса в стране введён мораторий до 2030 года.
Кроме Роспотребнадзора, вопросы к «Светофору» возникли у антимонопольной службы. Там, сообщается в издании, нарушения законодательства уже выявили в четырёх логистических центрах. Как утверждал Лисовский, именно с логистическими центрами заключатся договоры о поставке продукции, а не с самими магазинами, что обходит закон о торговле.
Оплачивает поставленные товары «Светофор» только когда продаст их с полок своих точек. При этом сеть игнорирует требование оплачивать товары ритейлеров в установленный срок, зависящий от годности продукта. Из-за этого, не успев реализовать товар, логистические центры возвращают просрочку поставщику.
Всего различные нарушения в сети фиксируют с 2014 года — спустя пять лет, как были открыты первые магазины в Красноярске и Ачинске. В этот период компания уже имела в стране 175 магазинов. Сейчас филиалов «Светофора» и других брендов компании насчитывается более двух тысяч. Присутствует бизнес и за пределами РФ.
Мы отправили официальный запрос руководству компании с просьбой прокомментировать информацию.
Концепция «блинов на лопате» или на чём держится бизнес
Как мы писали ранее, успех «Светофора» обусловлен доступностью цен и экономией на организации торговли. Аналогичную модель бизнеса успешно применяли в компании Walmart, напрямую призывая клиентов экономить деньги.
Однако в отличие от американской сети, спустя 15 лет покупатели «Светофора» продолжают искать необходимые товары с деревянных паллетов или в картонных коробках.
Тем не менее, подобная стратегия позволила не только масштабировать бизнес, но и принесла создателям внушительное состояние. В прошлом году создатели дискаунтеров Сергея Шнайдера признали долларовым миллиардером. При этом в сети нет его фотографии, а члены семьи никогда не давали интервью.
Годовая выручка «Светофора» за 2023 год составила 400 млрд рублей, сегодня компания находится в топ-5 крупнейших в стране по соседству с X5 Group, «Магнитом», «Красное&Белое», «Лентой».
Напомним, что ещё до такого обширного внимания к работе бизнеса, «Светофор» планировал открыть в Красноярске мегамаркеты площадью в 10 тысяч квадратных метров. Это сравнимо с «Ашаном» и в два раза больше среднего магазина «Ленты».