2258

«КАК ЗАКАЛЯЛСЯ КРАЙ». Фильм 3

Красноярский край в годы Великой Отечественной войны стал символом стойкости, труда и несгибаемого духа

Это история героев, вершивших свой подвиг каждый день, приближая долгожданную Победу в тысячах километрах от фронта.


В третьей серии проекта мы раскроем страницы истории:

* Воздушная трасса АЛСИБ — легендарный путь, по которому самолеты союзников доставляли помощь для борьбы с врагом;

* Визит Генри Уоллеса в Красноярск — что привело вице-президента США в наш регион и как это повлияло на ход войны;

* Бой у порта Диксон — героическая оборона советских моряков, ставшая символом мужества и стойкости.

В годы Великой отечественной ещё одна важная функция Красноярского края, помимо промышленной, мобилизационной и медицинской — это логистическая функция. Красноярк — важный пункт доставки американской военной техники по союзническому договору о ленд-лизе. В 1942 году между двумя континентами возникает невидимый воздушный мост. Один его конец упирается в американский город Фэрбанкс, второй конец — в Красноярск. Всё это называется воздушная трасса Аляска-Сибирь, сокращённо — Алсиб.

Что значит — обустроить воздушную трассу? Такого маршрута длиной 6,5 тысяч километров раньше не было, а значит, вдоль него необходимо обеспечить промежуточные аэродромы, дозаправку, пункты радионавигации, метеорологические станции — и всё это в глухой тайге. В самом Красноярске — построили новые самолётные стоянки, рулёжные дорожки, удлинили взлётно-посадочные полосы. Обустройством трассы занимался хорошо известный красноярцам лётчик-ас, а теперь уже генерал-майор Василий Молоков.

Летом 42-го Алсибдостроен. В Красноярск начинают беспрерывно летать американские Дугласы и Митчелы — это большие бомбардировщки; а также Аэрокобры, Кёртисы и Тандерболты — это небольшие истребители. Все они прямиком с американских заводов, но через 6 тысяч километров — их всё равно нужно подремонтировать и перекрасить в советский камуфляж. Всё это делают красноярские специалисты авиаремонтного завода. И отсюда перекрашенные американские иномарки отправляются на фронт, бить врага.

За время работы Алсиба через Красноярск прошло почти 8 тысяч истребителей и бомбардировщиков. То есть за три года с осени 42-го по осень 45-го в среднем по 8 самолётов ежедневно заходили к нам на посадку. И ведь доставлялись не только самолёты, но и груженые в них — военное оборудование, боеприпасы, лекарства, продовольствие, дипломатическая почта и сами дипломаты.

В том числе, в обстановке секретности в Красноярске побывал целый вице-президент США Генри Уоллес. Он инспектировал поставки по ленд-лизу и несколько дней провёл у нас. Причём по совпадению в Красноярск он прилетел 6 июня 1944 года, известный в мировой истории как D-day — день высадки союзных войск во Франции, а значит — день открытия второго фронта. По этой причине вице-президент Уоллес попал у нас в атмосферу праздника. Всюду красноярцы приветствовали американца и поднимали тосты «За союзников».

Генри Уоллес прогулялся в Центральном парке, где на установленной карте Европы порассуждал, как пойдёт новая линия фронта. Посетил военный госпиталь и даже — завод Красмаш. Сегодня трудно такое представить, но вице-президент США разгуливал по суперсекретному предприятию, смотрел, как делают зенитки и миномёты. Ему настолько у нас понравилось, что он решил задержаться и совершить речной круиз по Енисею — до Минусинска.

В своих воспоминаниях Генри Уоллес потом будет тепло вспоминать Красноярск, фруктовую долину Минусинска (прям так и написал), а Енисей — назовёт лучшей рекой, которую только видел. После этой поездки вице-президент Уоллес станет другом Советского Союза, впрочем, это и погубит его карьеру. Уже после войны такие политики попали в США в опалу.

Побывали у нас не только союзники, но и враги. На севере края, в августе 1942-гослучился самый восточный бой Великой Отечественной войны. Немцам нужно было наладить сообщение с союзной Японией, и для этого они решили разведать наш Северный морской путь. Операция носила довольно дурацкое название Вундерлянд — Волшебная земля. Тяжелый немецкий крейсер «Адмирал Шеер» при поддержке нескольких субмарин дошёл от Балтики до нашего Карского моря, а дальше стал застревать во льдах. Немцы не имели представления, что даже летом в этих местах нужен ледокол. Со злости «Адмирал Шеер» потопил попавшийся советский ледокол «Сибиряков» и решил разбомбить порт Диксона.

Наши не особо ждали нападения, но несколько пушек на Диксоне было. Правда, без артиллеристов, поэтому из них стреляли обычные ополченцы, не особо метко. Впрочем, это произвело впечатление на немцев, они думали, что на Диксоне обитают лишь несколько полярников, пограничников и белых медведей. Обе стороны били наугад, обе стороны активно применяли дымовые завесы. Поэтому обеим сторонам показалось, что они победили. В итоге «Адмирал Шеер» попросту удрал. Операция Вундерлянд провалилась.

С той поры акваторию устья Енисея начинают патрулировать самолёты. В том числе — небольшие, но стремительные и неплохо вооруженные гидропланы Бе-4. Их производят прямо в Красноярске.

Да, мы не только перекрашивали американские, но и выпускали свои собственные самолёты. До войны на острове Молокова у нас уже был небольшой авиаремонтный завод, который обслуживал полярную авиацию. Но после нападения немцев к нам в Красноярск эвакуировали тульский и таганрогский авиазаводы. Всё вместе это перенесли на правобережье и превратили в секретный авиазовод №477, примерно там, где сейчас микрорайон Южный берег.

В том числе к нам эвакуировался известный авиаконструктор Георгий Бериев, у которого на руках был проект небольшого гидроплана Бе-4. Гидроплан — это самолёт, взлетающий с воды. Красноярск до войны как раз специализировался на гидропланах, вся полярная авиация взлетала у нас с Абаканской протоки. Поэтому конструктор Бериевдоделал и обкатал у нас свой проект, Бе-4 запустили в серию. Оборудовали пулемётом, подвесили авиабомбы, и небольшая «бешка» стала грозным оружием. Наши самолёты не только патрулировали северные берега, но и успели повоевать на Чёрном море. Хотя в основном использовались для разведки и спасения тонущих — гидроплан для этого в самый раз.

В Красноярске выпустили всего около 40 самолётов Бе-4, после войны модель сняли с производства, но необычный дизайн нашего гидроплана вошёл в историю авиации. Британская энциклопедия назвала его «элегантным». А уже в наши дни мы иногда можем видеть правнука Бе-4 — большой самолёт-амфибию Бе-200, который тушит лесные пожары.

А вот прямым наследником Красноярского авиастроительного завода после войны стал Красноярский — судостроительный завод. Ведь корабли — это те же гидропланы, только без крыльев.

КрасАвиа

ВРЕМЯ ЛЕТАТЬ

www.krasavia.ru

Спонсор проекта: АО «КрасАвиа»

2W5zFHq6eTa

1
Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости