Депутаты Госдумы вновь подняли вопрос о четырехдневной рабочей неделе. Эта тема не первый год регулярно всплывает в повестке и каждый раз заканчивается рассуждениями о плюсах и минусах предложения. О необходимости пересмотреть рабочий график говорят психологи: нагрузка на работников растет в арифметической прогрессии. Против — бизнес: рабочих рук и без того не хватает, дефицит кадров оборачивается перераспределением нагрузки между имеющимися сотрудниками.
«7 канал Красноярск» провел в соцсетях опрос среди подписчиков — подавляющая часть (39%) считает, что перейти на сокращенную рабочую неделю давно пора. Примерно столько же (35%) полагает идею нежизнеспособной, поскольку сокращение нагрузки скажется, по их мнению, на доходах, они упадут. Почти каждый десятый из опрошенных не испытал интереса к теме обсуждения из-за специфики своей работы — посменный график. На полюсах расположились те, кто и за 7 дней не справляется с валом рабочих задач (2%), и те, кто мечтает о трехдневке.
Напомним, тему сокращенной недели поднял депутат Госдумы Ярослав Нилов, который считает, что опыт пережитой пандемии коронавируса уже поменял взгляд российских предпринимателей на рабочий процесс: практика удаленной работы стала повсеместной, эксперименты с сокращенной неделей более распространенными. При этом парламентарий уверен, что рабочий процесс можно выстроить настолько эффективно (самоорганизация и экономия ресурсов), что это не приведет к финансовым потерям ни предприятия, ни его сотрудников. Понятно, такой переход возможен не во всех отраслях:
С ним в унисон звучит и мнение уполномоченного по защите прав предпринимателей Красноярского края Ольги Загитовой. Нашим коллегам из sibnovosti.ru она сообщила, что переход на новый формат должен рождаться самим рынком:
Также Ольга Загитова считает, что четырёхдневка может сделать сотрудников более мотивированными и сконцентрированными на повышении производительности. Экономика от этого только выиграет. Это может сказаться и на текучке кадров: она замедлится.
А вот клинический психолог Наталья Приходько с этим категорически не согласна. Корреспонденту sibnovosti.ru она сообщила, что переход на четырёхдневную рабочую неделю может усугубить проблему профессионального выгорания:
Один из неясных моментов проистекает из законодательства. По Трудовому кодексу максимальная рабочая нагрузка — 40 часов в неделю. Значит ли это, что при переходе на четырехдневку она должна распределиться по фактическим рабочим дням? То есть сделать из 8-часового рабочего дня 10-часовой. Тут ответа нет. Ни для кого не секрет, что не все работодатели скрупулезно следуют кодексу, зачастую на переработки закрывают глаза. К тому же в законе указана максимальная рабочая нагрузка, а минимум не прописан. Во многих сферах сотрудник сам определяет объем своей занятости и при достижении договоренностей с работодателем подписывает соответствующие документы. То есть при желании ввести четырехдневку особых юридических проблем не возникнет. Но пока на такие эксперименты никто не решается. По крайней мере, от хорошей жизни.
Так, компания АвтоВАЗ, по сообщению «Интерфакса» выводит сотрудников на сокращенную неделю. На это её толкают высокая ключевая ставка, ужесточение требований к автокредитованию и снижение покупательской активности. Чтобы это не слишком ударило по сотрудникам, для них организуют дополнительные программы занятости: увеличение выпуска запчастей, благоустройство территорий, ремонтные работы и переобучение. В новом формате планируется трудиться в течение полугода с 29 сентября.
