Вот уже больше суток Красноярск живёт по новым нормам антитабачного закона. Они вступили в силу 1 июня. Курить теперь нельзя практически везде, кроме специально отведённых помещений. Под запретом курение на перронах, в гостиницах, ресторанах, кафе и барах. Светлана Овсянникова узнавала - кого уже оштрафовали за вредную привычку?
Кальяны на столиках. Дым коромыслом. Воскресенье, 1 июня. Новые антитабачные нормы заработали полчаса назад. Однако в этом заведении Красноярска соблюдать их, похоже, никто не спешит. Проверять, кто и как в нашем городе нарушает закон о курении, приехал один из его авторов - депутат Государственной Думы Дмитрий Носов.
- Девушка, вы разве не в курсе, что вступил в силу закон? Почему в вашем заведении ничего не делается?
Пока администратор кафе объясняется с депутатом и полицейскими, посетители обсуждают новые поправки. Одни говорят: это стимул завязать с пагубной привычкой. Другие уверены: ничего неизменится.
Надежда Соколова, жительница Красноярска: «Это не поможет. Я лично считаю, что это полный бред. Курильщик с опытом никогда курить из-за этого не бросит».
Курить теперь нельзя практически везде. Исключения: специально отведенные помещения и собственная квартира. Но, при условии, что в ней нет детей. Затянуться больше не получится на перронах вокзалов, поездах и судах дальнего следования. Нельзя дымить и в гостиницах, хостелах, общежитиях, на рынках, и других общественных местах. Пепельницы и кальяны также должны исчезнуть из ресторанов, кафе и даже на летних террасах. Курильщики в голос заявляют: это ущемляет их права. Но, депутаты непоколебимы.
Дмитрий Носов, депутат Госдумы: «Никаких прав курильщиков в Конституции не прописано. Давайте тогда говорить о правах убийц, о правах людей, которые гоняют на красный. Есть кодекс, и он одинаков для всех».
В залах таблички, напоминающие о том, что курить нельзя. В большинстве красноярских кафе и ресторанов к вступлению в силу новых поправок всё-таки подготовились. Константин - управляющий одного из баров рассказывает: посетители стараются относиться к антитабачным мерам с пониманием, однако нравится это, очевидно, не всем.
Константин Чанцов, управляющий баром: «В первую очередь, это неудобства для наших гостей. Наше заведение питейное, поэтому человека с сигарой и бренди мы у себя те6перь точно не сможем наблюдать. Конечно, на нас повлияет новый закон».
Терять клиентов, а сними прибыль, начинают не только заведения общепита, но и торговые сети. Купить сигареты с 1 июня тоже стало сложнее. Продаются они теперь только в магазинах, а не в киосках или ларьках. При этом привычная сигаретная витрина, где раньше можно было увидеть десятки пачек, опустела. Прайс нужно спрашивать у кассира.
В коллекции Владимира Василенко больше 40 курительных трубок. Журналист признаётся: курит больше 40 лет, и новые поправки его точно не заставят отказаться от табака. Более того, забыть о сигаретах они не помогут и другим. Условий для соблюдения новых поправок попросту нет.
Владимир Василенко, журналист: «Для того, чтобы провести огромную культурную работу и показать детям, что курить не модно, нужно постараться, а подписать указ - это проще всего».
Штраф за несоблюдение антитабачных поправок &ndash 1,5 тысячи рублей для человека, и 90 тысяч - для заведения. Но, судя по количеству нарушителей, которых и сегодня запросто можно встретить в кафе или на улице, штрафовать никто никого не торопится.
Светлана Овсянникова, Павел Иваницкий, Сергей Раков