Одних отрезали от мира, другим перестали возить продукты. Сразу два крупных северных поселка остались без полноценного авиасообщения. Жители Туруханска стали заложниками бензиновой монополии, а в Северо-Енисейске запрещено эксплуатировать местный аэропорт. По чьей вине образовалась северная блокада?
Расстояние от Красноярска до Северо-Енисейска 634 километра. Путь от Красноярска до Туруханска в два раза длиннее. Однако сегодня эти разные поселки объединила одна общая беда: проблема с авиацией. В Туруханск сейчас не возят продукты, в Северо-Енисейск вообще никого и нечего. А как все начиналось! В конце мая прошлого года "NordStar" объявил о том, что рейсы в Северо-Енисейск станут регулярными. Самолеты летали всегда со стопроцентной загрузкой. Пассажиры раскупали билеты на несколько месяцев вперед. Но на этой неделе авиакомпания получила телеграмму, в которой ее известили о том, что Северо-Енисейск больше не будет принимать пассажирские самолеты. Оказалось, что срок действия сертификата авиационной безопасности местного аэропорта истёк. Рейс пришлось задержать.
Ирина Воробьева, руководитель PR-отдела авиакомпании «NordStar»: «Рейс должен был быть выполнен в 8 утра. Его 2 раза переносили. По последним данным, мы получили временное разрешение на сегодняшний день и на следующий рейс, 3 апреля. А дальше опять пока непонятно. Мы надеемся, что какие-то меры будут в этом направлении предприняты, но в данный момент у нас есть разрешение только на две даты».
У жителей Северо-Енисейска есть все шансы примерить на себя роль отшельников. Ведь зимняя дорога уже закрыта, а паромная переправа еще не открыта. Если проблему с аэропортом не уладят, то ни приехать, ни уехать из поселка будет нельзя. Что касается Таймыра, то там пассажиров пока возят. А вот продукты и товары первой необходимости отправить в полет не могут.
Екатерина Ильина, частный предприниматель (п.Таймыр): «Прилавки пустые. В данный момент практически нет ни в одном магазине ни овощей, ни фруктов, ни кисломолочных продуктов. Очень маленький ассортимент колбасных изделий. То есть то, что осталось».
Такая ситуация сложилась в Туруханске из-за топлива, точнее из-за спора двух авиакомпаний: "Аэрогео" и "Турухан". Первая выиграла конкурс на выполнение санитарных рейсов, а вторая обиделась. Проблема в том, что две трети авиатоплива находится в собственности у "Турухана", который теперь отказывается его продавать. А нет топлива - нет самолетов, нет продуктов.
Денис Пашков, министр промышленности и энергетики Красноярского края: «Мы поставили условие этим двум копаниям: ребята, вы можете сколько угодно разбираться между собой. Пассажиры и жители Туруханского района не должны быть заложниками ваших разборок друг с другом».
Чиновники уверяют, что конфликт войдёт в мирную фазу в начале следующей недели. Если этого не произойдет, то возить продукты придется через Игарку, увеличивая конечную стоимость и без того недешевых товаров на 50 процентов. Что касается Северо-Енисейска, то, оказывается, виной всему безответственность. Сертификат безопасности просто не оформили вовремя. Подготовить документы обещают опять же на следующей неделе. Но пока авиа-блокада не снята, местные жители вспоминают старую песню, в которой гарантировано мчаться на Север можно только на оленях. Марина Мышко, Захар Письменных, Глеб Савицкий и Валерий Чащин