Они радовались простой картошке на ужин, а лепёшки с отрубями и, тем более, селёдка были самым настоящим деликатесом. В 41-ом их отцы и братья ушли на фронт. Они остались в тылу, но пережили то, чего никогда не пожелают пережить своим внукам и правнукам. О детях войны – новая серия нашего проекта «70 лет. Мы помним».
Когда началась война, Мисовете Сухановой было девять лет. Семья в то время жила в Ширинском районе. Отец был преданным коммунистом, работал директором леспромхоза. Он рвался на передовую, но на фронт его взяли только через год.
Мисовета Суханова, ребёнок войны: «Мама говорит: "Ну что же ты делаешь? Оставляешь меня с ребятишками, мне не справиться!" Его забрали. Он был очень рад и доволен этим. А маме говорил, мол, ты не беспокойся. Государство воспитает!»
Когда отец Мисоветы Титовны уехал, мама осталась одна с тремя детьми. Через пару месяцев папы не стало. Его убили под Сталинградом. О том, как выживали, пока не кончилась война, Мисовета Титовна рассказывает мало. Вспоминает только одно: ребёнком часто сильно хотелось есть. Варили тогда, в основном, одну картошку. Лакомства были редкостью. А самое любимое - фруктовый чай – мама обменивала на селёдку.
Мисовета Суханова, ребёнок войны: «Ну, очень он вкусный был этот чай из фруктов. Такой в брусочках. Это такая сладость была для нас. Лучше всяких конфет!»
Самыми счастливыми для Мисоветы Титовны были дни, когда всем классом они ходили в госпиталь навещать раненых. Те диктовали им тексты писем для родных и любимых.
Мисовета Суханова, ребёнок войны: «Они нам диктовали. У кого с рукой там что-то было. Кто ослеп. Всё равно мы радовались за них. По поводу того, что их нашли. Что они напишут, и о них узнают».
- Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье,
не пропадет ваш скорбный труд
и дум высокое стремленье.
Теперь, спустя семьдесят лет, каждое утро у Мисоветы Титовны начинается со стихов. Классику ей читает муж. В марте будут праздновать бриллиантовую свадьбу. А 9 мая обязательно вместе пойдут смотреть парад.
Светлана Овсянникова, Дмитрий Комаров