О чем мечтает командир воздушного судна из Красноярска? Прямо сейчас вторая серия спецпроекта «Защитники!».
«Даешь команду „Сброс!“ — створки открываются, вода сбрасывается — и все», — говорит Роман Михайлович. И так можно кружить весь день. Вылет на 3-4 часа, потом дозаправка. И снова — в бой с огнем.
Перед нами — командир воздушного судна, инструктор и один из лучших специалистов авиационного пожаротушения красноярского центра МЧС — Семенов Роман Михайлович. На счету его экипажа — тысячи часов налета, спасенные от огня населенные пункты и человеческие жизни.
Потоп на Дальнем Востоке, сход лавины в Кызыле, трагедии в Индонезии. Пожары в 2010-м, когда в центральных районах России огнем было объято 200 гектаров леса. Экипаж капитана Семенова успешно усмирял стихию и там, и в Забайкалье летом этого года.«Вот недавно мы летали, перевозили врачей, кровь перевозили — в Игарке самолет упал. Сколько там погибло... Десять? Двенадцать уже? Вот мы 6 раненых перевозили», — вспоминает Роман.
В юности — летчик-истребитель, сейчас — капитан запаса. Собранный и немногословный, в родном коллективе командир Семенов — безоговорочный авторитет. Кому-то — отец, кому-то — друг и напарник без малого 10 лет.
«Он командир. Настоящий командир. Он не бросает слов на ветер. Скрытный, да, для тех, кто его не знает!» — рассказывает бортовой инженер-оператор Александр Окладников.
«Роман Михайлович — добросовестный, отзывчивый человек, очень скромный. Как летчик — „больной“ этим вопросом в хорошем плане. У нас без шила в одном месте нельзя», — говорит старший штурман авиационного отряда Виктор Ткаченко.
Роман рассказывает: могут позвонить в 2 часа ночи и сказать «Вылетаем!». Телефон из рук вообще не выпускает — беда может случиться в любой момент.
Перечислять заслуги капитана не хватит эфирного времени. Более 7 медалей и благодарность от президента. Бывший военный, он думал о карьере гражданского пилота, но пошел в МЧС.
«Если гражданского летчика взять — пускай они не обижаются! — человек, пролетавший 15 лет, гражданский летчик — что он видел? Москва, Питер, одни и те же маршруты. Если я начну рассказывать, где мы были — не только в нашей России, и что мы видели...» — рассуждает о разнице между гражданскими и спасательными отрядами старший штурман авиационного отряда Виктор Ткаченко.
Любимец Романа Михайловича — Бе-200ЧС. Судно многофункциональное. Именно на нем летает экипаж Семенова. Самолет производит забор воды прямо из водоема. Таких в России всего 6, 2 из них — в Красноярске. Ритуал перед вылетом один — обращение к Бе-200 как к женщине, чтобы без капризов.
«Подхожу к самолету: «Ну что, хорошая? Полетим?». Погладил ее — и все, вперед! Напряженная, конечно, работа. Требует большого напряжения и сил».
Во время долгих перелетов Роман думает о семье и, конечно, скучает — по дочерям и жене Елене. Думает: «наверно, тяжело ей приходится». Младшая дочь ходит в школу, старшая уже отдельно. Но все равно.
После полетов строгий командир превращается в семьянина. Мечтает о своем загородном доме. И увлекается собаководством. Именно во время прогулок с любимицей Финой летчик забывает о стрессах и проблемах. На выходных берёт семью, собаку и уезжает из города на целый день в лес.
Командир признается — еще лет 5 минимум будет в летном строю. А дальше — время покажет: «У меня еще младшая дочка. Надо ее на ноги поставить, чтобы она отучилась. А потом, может, буду уже в доме своем доживать, собак разводить».
Найти смену специалисту такого класса — дело нелегкое. И если что-то случится — экипаж командира Семенова, как и прежде, вылетит на помощь.