В Красноярском крае запредельное число сирот. Об этом заявила вице-премьер правительства Ольга Голодец. По ее словам, в нашем регионе детей без родителей больше, чем в Москве. Почему красноярцы не хотят заниматься усыновлением, выясняла Мария Терёхина.
Папина дочка. Это наверняка можно сказать про шестилетнюю Алену. Вместе с женой Олег Юстус удочерил малышку, когда ей был всего годик. Говорит, старший сын сильно просил сестренку. И теперь они вместе дерутся и играют.
Олег Юстус, отец приемного ребенка:
«Сейчас они оба просят братика ещё маленького. Хочешь братика, Алена? Неа. А папа говорит, что хочешь. В общем, мы думаем — ещё поживем и возьмем ещё ребенка».
Сегодня в Красноярском крае более 15 тысяч детей-сирот. Из них 80% воспитываются в приёмных семьях. Остальные 20% ждут в детских домах, пока мама и папа их заберут. Это почти 3 тысячи ребятишек.
Вице-премьер Ольга Голодец назвала это число «запредельным». По словам чиновницы, по этому показателю наш регион обогнал Москву.
— Я мечтаю о маме, я её люблю.
Маленький Тимур, как и другие ребята из детского дома, мечтает о семье. Здесь он живет около месяца. И все это время, говорит, ему снится мама. Она любит сына, но ещё больше — выпить. За это её и лишили родительских прав, объясняет директор детского дома.
Малыши из благополучных семей здесь не оказываются. И шансов, что пятилетнего Тимура усыновят, почти нет.
Вера Кекина, директор детского дома № 2:
«Вы знаете, на усыновление не было таких случаев за всю мою практику — это 23 года. Это не только в нашем детском доме, это везде такая тенденция. Проще взять опеку, чем усыновлять».
Сегодня в детских домах в основном дети старше 12 лет. А 90% будущих приемных родителей хотят усыновить ребенка до трех лет, говорят специалисты. За ними выстраиваются целые очереди. Остальные дети остаются в детдомах.
Галина Долгих, начальник отдела по взаимодействию с муниципальными органами опеки:
«У нас сегодня более 70 % детей старше 12 лет не востребованы. А ещё много мальчиков — все девочек хотят. А ещё много братьев и сестер, и по закону их нельзя разделять. А кто согласится взять пять детей?»
По словам депутата горсовета Константина Сенченко, причин, почему в крае так много сирот, несколько.
Константин Сенченко, депутат городского Совета:
«Недоработка властей есть. Но есть и другая сторона — жители города Красноярска. Очень много пьющих, наркоманов, которые рожают детей, а потом бросают их».
По словам психологов, сегодня в России усыновить ребенка значит пойти на риск. Во-первых, финансовый, а во-вторых — страшно, что подумают люди. В Америке ситуация другая. Усыновление, если не возведено в культ, то по крайней мере рассматривается обществом как своего рода подвиг, на который способен только человек с большим сердцем.
Мария Терёхина, Валерий Чащин, Павел Иваницкий
