Красноярские заемщики боятся потерять свои квартиры. Минюст России подготовил законопроект о лишении должников единственного жилья — той квартиры, в которой они фактически проживают. Изменения предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс. Считается, что новая версия законопроекта смягчает требования. Так ли это, разбиралась Анастасия Прохорчук.
— Вот наша прихожая, где мы все раздеваемся. Тут у нас как общежитие...
Людмила Васильевна по-хозяйски обходит семейные квадраты. Каждый метр дорог в прямом и переносном смысле — на квартиру зарабатывали много лет. Сейчас в ней уживаются 6 человек и целый кошачий прайд.
— У нас четыре комнаты, но они маленькие по квадратуре — три по 9, одна по 12 квадратов.
История Людмилы похожа на сотни других — была хорошая работа, зарплата, взяли кредит. В итоге остались в должниках. Здоровье подвело, с работы пришлось уйти.
Людмила Шагиахмидова, домохозяйка:
«У нас уже была опись, были приставы... Не думали, что нас жизнь может так по голове стукнуть — в один прекрасный день нам придёт сообщение, что муж работу потерял. Я на этой основе сильно подорвала здоровье».
По радио женщина услышала, что министерство юстиции вынесло на обсуждение законопроект о лишении должников единственного жилья, если недвижимость по цене дороже двойной стоимости жилья по госнормам на человека.
— Это вообще будет большой удар для большинства россиян. Мы понимаем — все у нас живут, работают ради какой-то комнатушки. Предпринимателей большинство из моего круга — у всех единственное жильё и все в кредитах сидят.
Семья женщины живет на 82 квадратах. Госнорма на человека в Красноярске — 14. Прописаны в квартире не все — только четверо. То есть, формально есть 14 «избыточных» по прописке квадратов. Но бояться женщине нечего — это несущественное превышение, и в счет погашения долга единственное жилье у семьи забрать не смогут.
Юристы успокаивают — в законопроекте и так много неточностей. Должники будут его обходить.
Илья Лукьянов, юрист "Единого центра защиты":
«Здесь может возникнуть ситуация, что человеку могут предложить просто гостинку с санузлом. Просто начнется массовое прописывание иных людей, родственников, у которых вообще нет жилья, и квадратура на 1 человека будет „делиться“ на всех лиц, которые проживают».
Законопроект не касается ипотечных квартир. Только собственности. Претензия на гуманность: вашу недвижимость продают, гасят долг или часть долга, остальное возвращают, чтобы вам хватило на жилье поскромнее. То есть, поясняют законотворцы, выгонять на улицу никто никого не собирается.
Судебные службы поясняют: если недвижимость небольшая, то и взять с вас будет нечего.
Валентина Ермолаева, пресс-секретарь службы судебных приставов по Красноярскому краю:
«За долг перед коммунальщиками красноярцы лишаются машин — зафиксировано два случая. Управляющие компании, в отличие от банков, учитывают скорее не сумму долга, а период неуплаты. Чем старее долги, тем они опаснее. На сегодняшний день, существует порядок изъятия муниципального жилья».
Дмитрий Новиков, начальник управления ГУК «Жилфонд» по работе с задолженностью:
«Для некоторых должников, наверное, это единственный вариант — погасить долги. Потому что суммы есть феноменальные, огромные».
Если законопроект примут — а случиться это может уже в апреле — он вряд ли коснется среднего класса. Все-таки у большинства россиян квадратов много не бывает.
Анастасия Прохорчук, Владимир Фетисов