Брексит или Britain Exit, что переводится, как «Выход Британии» — самое громкое событие в европейской политике последних лет — получило логическую и от того не менее сенсационную развязку. Британский парламент одобрил законопроект о выходе страны из Евросоюза. Затем его подписала королева, а значит — он вступил в силу.
Наша съемочная группа в Лондоне пообщалась с местными жителями, мигрантами, экономистами и риелторами и выяснила, что Британии даст выход из ЕС и как Брексит отразится на России.
Бектон — микрорайон на востоке Лондона. С виду — ухоженный и благополучный, на самом деле — один из самых криминальных. Этот микрорайон был построен для среднего класса, который так сюда и не переехал. В Лондоне около 4700 микрорайонов. И Бэктон входит в число 10-ти самых бедных.
Бектон — часть Ньюема, в котором самый высокий процент молодежи и самый низкий процент белых британцев в стране. Это наиболее этнически разнообразный район Англии: азиаты, африканцы и, конечно же, выходцы из Восточной Европы.
Стрэтэм — район на юге Лондона. Едва ли не на каждом шагу польские магазины, в которых ни слова на английском. Только для своих. Мариэлла в Лондоне уже 5 лет, но язык так и не выучила — хватает и польского. Мачек выучил. Но ассимилироваться в Британии это ему не помогло.
«Я водитель. В Лондоне живу уже больше 10 лет, и я не чувствую себя своим здесь. Я гость, но у меня есть постоянная работа, и меня пока все устраивает», — рассказывает житель Лондона Мачек.
За первые три дня после референдума, в котором британцы проголосовали за выход из Евросоюза, в Лондоне зафиксировали около 90 случаев расовой дискриминации. И многие против поляков, которых в королевстве более 800 тыс. человек. В Британии на улицах появились вот такие листовки — «Мы вышли из ЕС! Нет польским паразитам». Англичане считают, что мигранты приезжают не работать, а получать социальные пособия и жить за счет государства.
— Что вы думаете о мигрантах?
— Это не очень хорошо. Работы с ними у нас больше не станет.— Люди, которые приезжают в Великобританию, не всегда готовы принимать наши ценности. Они жалуются, что мы не уважаем их религию и прочее. Пусть приезжают, но для начала им следует выучить английский. Когда вокруг разговаривают на иностранном языке, это расстраивает. Мы не понимаем, о чем они говорят.
Великобритания тоже не всегда понимала Евросоюз и всячески пыталась сохранить суверенитет и самобытность. Лондон так и не подписал Шенгенский договор и не перешел на евро. Активно противился свободному передвижению внутри ЕС рабочей силы и его трудовому праву — недостаточно гибкому и слишком ориентированному на социальные льготы. При этом британский взнос в общий европейский бюджет один из самых крупных — 11 миллиардов евро в год. И не менее важный аргумент сторонников Брексита — проблема мигрантов, которая стояла, возможно, не так остро, как ее подавали правые партии.
Тем не менее результаты референдума шокировали весь мир. Великобритания проголосовала за выход из Евросоюза. Рухнули цены на нефть, курс британского фунта обвалился до рекордно низкой отметки, и на 10-15 процентов упала стоимость жилья.
«Снижение, или падение цен на недвижимость в Великобритании после Брексита произошло во многом из-за зарубежных инвесторов. Их уверенность в инвестициях в британскую недвижимость пошатнулась, потому что никто не знал, что случится с рынком недвижимости - рухнет ли он или просто войдет в стагнацию. Так что инвесторы были, скажем так, осторожны с инвестициями на британском рынке», — заявляет риэлтор Патрик Смит.
Сейчас напряжение в британском обществе спало. Но некая неопределенность все же сохраняется. Процедура выхода из ЕС займет 2 года. Дальше Великобритания будет искать свое новое место в мире. Вынуждена будет уже самостоятельно конкурировать. По словам специалистов, ее экономика станет более динамичной и открытой.
Великобритания — один из самых ярых и уж точно самый влиятельный оппонент России в ЕС. Благодаря Брекситу, у России появляется шанс на потепление отношений и с ЕС, и с Великобританией.
«Как Англия может вписывать Россию в число своих крупнейших врагов, абсолютно непонятно. Нет очевидных точек для конфликта. Поэтому Англия может решить, что ей это более выгодно. Теоретически может занять более пророссийскую позицию. Мы этого не знаем, но возможность такая есть», — считает консультант по ценным бумагам и инвестициям Игорь Ожерельев.
Но для России, подчеркивают эксперты, это не главное. Главное — разобраться в собственных проблемах.
С собственными проблемами теперь придется разбираться и обескровленному ЕС, и Великобритании, в составе которой не слишком хорошо себя чувствуют привязанная к союзу Шотландия. И с проблемами пора уже разобраться мигрантам из Восточной Европы, которые в чужой стране создают свои мини-государства. Одно точно — ближайшие несколько лет будут чрезвычайно важными для мировой политики и геополитики.