10851

Скончался последний глава края при СССР: вспоминаем, что происходило в Красноярске во время путча

Вспоминаем последние дни Советской власти в Красноярске
Скончался последний глава края при СССР: вспоминаем, что происходило в Красноярске во время путча. Фото: kprf-krsk.ru
Фото: kprf-krsk.ru

28 января скончался Геннадий Казьмин — глава Красноярского края с 1990 по 1991 годы, сообщает краевой комитет КПРФ. Он проработал первым секретарем крайкома КПСС до запрета компартии в ноябре 1991 года: главную партию Советского Союза уничтожили в результате августовского путча, который задел и Красноярск. «7 канал» вспоминает, как прошел государственный переворот в городе.

Накануне путча. В 1990 году в Советском Союзе отменили 6-ю статью Конституции о «ведущей и направляющей» роли КПСС. Начала развиваться многопартийная система, предполагалось, что властные полномочия реально перейдут от крайкомов партии к региональным Советам (раньше они были формальными).

Тогда же был избран новый краевой Совет депутатов. В нем по-прежнему лидировали коммунисты, 15% мест ушло группе депутатов от платформы «Демократическая Россия». Многие из них были выходцами из науки, были энергичными, притом умели говорить — и постепенно перехватывали инициативу, вспоминает «Красноярский рабочий»: затягивали сессии, демонстративно покидали зал, если их вопросы не проходили, побеждали в публичных дискуссиях, создали газету «Свой голос» (а коммунисты в ответ — «Красноярскую газету»).

Как прошел путч. Все началось в Москве. 19 августа участники переворота — вице-президент Геннадий Янаев, функционеры и руководители ЦК КПСС, правительства, армии и КГБ — выпустили «Обращение к советскому народу». В нем было указано: Михаил Горбачев «по состоянию здоровья» не может управлять страной (он был заблокирован на даче в крымском Форосе), в части СССР вводится чрезвычайное положение, руководство Союзом переходит к государственному комитету — ГКЧП. Тот сразу запретил некоммунистическую прессу, все партии, движения, митинги и шествия. Сторонники президента РСФСР Ельцина сразу объявили переворот «путчем» и организовали сопротивление.

В крае ГКЧП не удалось взять под контроль ни СМИ, ни власти. Только «Вечерний Красноярск» разместил один из документов «путчистов», остальные не опубликовали ничего. Зато днем 19 числа по городу пошли листовки от «руководства России», а демократы из краевого и городского Советов провели первое заседание штаба по защите Конституции и законности. На нем выбрали депутатов, которые должны были убедить тогдашнего главу крайсовета — Всеволода Севастьянова — опубликовать обращения ельцинистов. Не получилось. «Мы поняли, что он ничего не делает, — и это тоже было хорошо», — рассказывал в разговоре с «Красрабом» депутат горсовета Валерий Лукиных.

Ночью демократы от разных партий печатали и клеили листовки. Газета «Красноярский комсомолец» неофициально получила документы «российского руководства», но номер с ними не вышел в печать — президиум крайсовета срочно постановил публиковать в СМИ только официальные сообщения.

20 августа весь крайком партии отправили на сборку овощей — а в городе прокатилась волна митингов против путча. Вечером вышла газета «Свой голос» с ельцинскими документами. В тот же день до краевых властей наконец-то дошла шифровка из ГКЧП — создать свой комитет за сутки. Было уже поздно.

21 августа вышли «Красраб» и «Красноярский комсомолец» с указами и обращением Ельцина. На площади у Оперного прошел последний антипутчистский митинг — на нем от президента РСФСР потребовали отставки г-на Севастьянова. Над «Серым домом» подняли триколор.

А глава края Геннадий Казьмин, по его словам, не мог связаться с ЦК КПСС, получить какую-то информацию из Москвы и указания к действию. Пришлось действовать самому: вместе с членами крайкома и «силовиками» договориться, что на территории края будет обеспечиваться «порядок» без провокаций, рассказывал он в интервью сайту КПРФ.

Что было после. Президиум крайсовета ушел в отставку. В этот же день, 23 августа, Ельцин приостановил деятельность КПСС. 24 августа представителем президента в крае стал известный демократ Юрий Москвич, активный участник сопротивления. Спустя два дня назначили главу крайсовета — Вячеслава Новикова.

10 декабря Ельцин назвал нового главу города — депутат горсовета (и председатель на общественных началах), директор шинного завода Валерий Поздняков. С главой края в администрации президента же явно тянули. До ноября им оставался первый секретарь крайкома Геннадий Казьмин.

«Красноярский рабочий» вспоминает — за пост завязалась нешуточная борьба, и гласная, и «подковерная». Президиум крайсовета выдвинул депутата-экономиста Владимира Кузьмина, но тот «не стремился быть губернатором», а на собеседовании в Москве «наговорил столько непозволительных для провинциала вещей» и имел слишком отличное от Ельцина мнение, говорил депутат Виктор Гитин.

В итоге одобрили предложение г-на Москвича — народный депутат СССР Аркадий Вепрев, к слову, знакомый с Борисом Ельциным. 24 декабря крайсовет предложил кандидатуру президенту, определился с названием его должности — губернатор — и избрал еще один крайсовет, малый: большой был слишком неповоротливым.

Президент одобрил г-на Вепрева. 29 декабря его назначили губернатором, а 13 января 1992 года — провели инаугурацию. Тогда же крайисполком стал правительством края. Его возглавил Валерий Сергиенко.

Последний советский глава края: кто такой Геннадий Казьмин. Геннадий Петрович родился 29 августа 1934 года в Белгородской области. В Красноярский край попал в 1954-м по комсомольской путевке — осваивать целину на Миндерлинской АТС. В 1959 году уже руководил колхозом «Путь Ленина», в 1962-м стал самым молодым партсекретарем Союза в Уярском райкоме. Затем Канский район и исполком краевого Совета (параллельно начальник  краевого управления совхозов). С 1978 года перебрался в Хакасию (первым зампредседателя облисполкома), в 1987 году — секретарь, а затем и первый секретарь Хакасского обкома — глава области. Успел побывать и народным депутатом СССР.

26 августа 1990-го г-на Казьмина избрали первым секретарем крайкома КПСС. На одном из пленумов он резко раскритиковал политику Горбачева, но «катастрофу предотвратить не удалось», говорили в КПРФ.

«Я выступил на пленуме и задал Горбачеву простые вопросы, которые задавали мне работники комбайнового завода, других трудовых коллективов края: «Что это за перестройка? Где можно про нее прочитать, куда она ведет? Или вы дрожащими руками ведёте политику страны, или делаете всё преднамеренно. Разваливается Советский Союз, уничтожают армию. Тяжба Горбачев — Ельцин только усиливает все негативные процессы», — вспоминал позже сам Казьмин.

Г-н Казьмин покинул пост в крайкоме последним — 11 ноября. По его словам, он лично трудоустроил всех оставшихся работников комитета. «А вот о себе как-то и не думал. Рассчитывал: что-нибудь предложат. Прошло месяца полтора. Спросил, как со мной, и услышал в ответ: „Ничего нет, трудоустраивайся сам!“»

После этого он возглавил филиал АО «Кузлитмаш», объединявшего предприятия в республиках бывшего Союза — «Енисейкузлитмаш». Затем — российско-швейцарское совместное предприятие «Красноярск­Конверсион».

«Дела пошли, нас стали замечать и отмечать. А потом меня пригласили губернатор и вице-губернатор и сказали: директора заводов просят, чтобы Казьмин временно поработал исполняющим обязанности директора фирмы в Швейцарии. Я отказывался. Но директора настояли. Поехал, проработал три с половиной года — до 1999 года», — рассказывал бывший первый секретарь. 

В 1998 году газета «Совершенно секретно» писала: Геннадий Казьмин уехал в Швейцарию, откуда и руководил «Конверсионом». Экс-главу края там же называли «наиболее вероятным распорядителем» запасного капитала губернатора Валерия Зубова — газета со ссылкой на экспертов привела сумму 10-15 млн долл.

Но в нулевых г-н Казьмин уже вернулся в Красноярск и заявлял: «Я был исполнительным директором, а руководителем фирмы был швейцарец. Но это только внешне все здорово, а честно говоря, я даже пенсию себе на этом нужную не заработал. Получаю на общих основаниях. Хотя есть красноярцы, которые думают, что я до сих пор в Швейцарии».

Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». «В кругу товарищей по работе он был требовательным и в то же время отзывчивым человеком», — вспоминают в крайкоме КПРФ.

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости