Красноярск накрыл смог от лесных пожаров. Он не рассеивается уже неделю, но режим «черного неба» синоптики не вводят. Почему не могут этого сделать и долго ли еще красноярцам задыхаться в дымке — расскажет Регина Баймухаметова.
— Как бегается сегодня вам?
— Тяжело. Жарко, дымка, во время бега дышится тяжело.
В том, чтобы задыхаться не от нагрузок, а из-за экологии — приятного мало — рассказывает Денис. Зимой, когда объявляют режим «черного неба», старается уехать тренироваться за город. Летом обычно и на Татышеве хорошо. Но в этот раз дымка добралась и сюда.
— Обычно режим черного неба зимой. Так как отопительные системы работают. ТЭЦ производят выбросы какие-то. А вот летом откуда взялся этот смог — непонятно, — рассказывает бегун Денис Болховец.
— Закат с дома, с 14 этажа наблюдаем, закат какой красивый. А сейчас ничего не видать, кроме дымки.
Но убежать из города им просто некуда. Поэтому играют в этой дымке в шахматы, тут же гуляют мамы с колясками. С одного берега не видно другой.
— Отсюда хорошо видно, что дымкой окутало весь город. И если дома в центре еще можно разглядеть, то ни гор на горизонте, ни всего правого берега, ни Академгородка, как будто и нет.
Но в этот раз все мы дышим не только выбросами заводов. До Красноярска добрался дым от лесных пожаров на севере края, за сотни километров. Полыхающую тайгу видят даже пассажиры самолетов. Студентка из Питера Дарья пролетела над всей страной — но огонь с земли увидела только возле Красноярска.
— Многие обсуждали, рассвет это или пожар. И сошлись на мнении, что, в общем, все под нами горит. Нам оставалось
20-25 минут до посадки. Поэтому, по моим примеркам, это около 300 километров от Красноярска, — говорит пассажирка самолета Дарья Зюзина.
При этом пожарные особой связи между смогом и огнем в лесах не видят. Всего в крае 154 пожара. Горит, говорят, слишком далеко. Поэтому, к таким последствиям одни лесные пожары привести не могли. Но у экологов на этот счет другое мнение.
— Лесопожарный центр не разбирается и не является специалистом в загрязнении атмосферного воздуха. И он не знает, по каким законам передвигаются воздушные массы на территории Красноярского края. То есть они могут все что угодно говорить и отнекиваться, но по факту мы фиксируем сегодня продукты горения органики. То есть леса того же самого, — замечает эколог Сергей Шахматов.
То, что ветер дует с северо-востока — со стороны горящей Эвенкии, подтверждают и синоптики. Но ввести режим «черного неба» все равно не могут! Объясняют: для этого нужно зафиксировать высокий уровень загрязнения. Сейчас он повышен, но недостаточно сильно. Все потому — что в сводки метеорологов попадают в основном выбросы заводов и транспорта. А вот частицы гари — вещество, которое приборы метеорологов просто не измеряют.
— Если мы его не измеряем — то мы его и не учитываем в общем загрязнении, вот так скажем. Оно очень вредное, как правило. Потому что очень легко попадает в легкие — оно очень мелкое, — осознает проблему ведущий специалист красноярского гидрометцентра Оксана Сальникова.
По словам врачей, в группе риска — астматики, аллергики и пациенты с гипертонией.
— Я этим пациентам советую все те назначения, которые им рекомендует врач, ежедневно. Ну и если у них есть возможность, конечно, выезжайте к водоемам, дышите более свежим воздухом, — говорит врач аллерголог-иммунолог Римма Кац.
Правда, найти место со свежим воздухом во всем крае — еще нужно постараться. Дым от пожаров накрыл и Березовку, и Ачинск и Дивногорск — огромную территорию. И, по прогнозам синоптиков, жить как в тумане красноярцам придется еще неделю — в другую сторону ветер подует только в следующий четверг.