Евгения Адианова называет себя ветераном «Березок», в детстве проводила здесь почти каждое лето. Некогда родные места, признается, сейчас уже сложно узнать. Футбольное поле превратилось в лес, корпуса — в декорации для фильма ужасов.
— Это и ностальгия, и больно, и обидно за этот лагерь, потому что это второй дом в детстве был.Жизнь здесь остановилась в начале двухтысячных. Лагерь от некогда передового Комбайнового завода развалился вместе с предприятием. Сейчас территорию в 15 гектаров никто не охраняет, из постоянных обитателей — подростки в поиске приключений и бомжи.
Ну, а ворота лагеря «Сказка», что у деревни Кузнецово, закрыты уже больше 10 лет. Последняя смена отдыхала здесь в 2008 году, а построили лагерь в 60-х, и его главной особенностью было то, что весь сезон дети проживали по сценарию, как в сказке.
«Сказку» обещали восстановить еще в 2013 мэр Акбулатов и министр образования. Мечты не воплотились в жизнь. Здания все больше ветшают и сейчас реконструкция обойдется бюджету в сотни миллионов.
Не меняются к лучшему и действующие лагеря — большинство из них построили еще в советском союзе. Еще одна печальная тенденция — все чаще летние детские учреждения попадают в сводки новостей.
А 3 года назад Красноярский край возглавил антирейтинг по нарушениям в детских лагерях. МЧС проверили учреждения по всей стране и наш регион с большим отрывом занял первое место. При таком подходе, уверена уполномоченная по правам ребенка, в ближайшем будущем система детского загородного отдыха уйдет в историю.
— Без финансовых вливаний, думаю, произойдет истощение ресурсов. Это старая база и она не обновляется, это огромная проблема, честно говоря, не только для красноярского края, а вообще для всей России. За последние 3 года федерация вообще полностью прекратила финансирование вообще летнего оздоровительного отдыха, а ранее это были вливания порядка 100 миллионов рублей, между прочим, — говорит уполномоченный по правам ребенка Ирина Мирошникова.За последние 20 лет закрылись десятки лагерей. Многие — заброшены. Некоторые отдали частникам. Так, лагерь «Столбы» в аренде у предпринимателя на 49 лет с 2007 года, но территория с каждым сезоном все больше превращается в джунгли.
На базе лагеря «Залесье» — теперь бани, там, где был когда-то «Спутник» — коттеджи. При этом сказать, что спроса на отдых в загородных лагерях нет, нельзя. На городских форумах все чаще мелькают объявления «выкуплю путевку», популярными становятся частные места отдыха. В языковом лагере «Саламанка» смены расписаны чуть ли не на год вперед и это несмотря на стоимость сезона — в 45 тысяч.
— Ну вот первый лагерь у нас было 75 детей, второй — почти 100, третий -120, в прошлом — 156, в этом 170, — сообщила руководитель лагеря Елена Молочкова.По официальным данным, местами в загородных лагерях обеспечены чуть больше 40 тысяч человек. Детей в возрасте от 7 до 16 в крае — около 320. Старшему сыну Алены 11, в лагере был 1 раз и то в спортивном, мама говорит — в том году им просто повезло. В этом — получить путевку было нереально.
— Общаюсь с другими мамами, действительно сложно. Даже старшему в школе про какие лагеря говорили, прямо это начинается с января, с зимы записываются, и даже те, кто у нас в классе хотел — не смогли попасть, потому что мест действительно немного. Куда мы хотели, тоже попасть не смогли, — говорит женщина.Лето Степан проведет дома под надзором мамы. Но возможность следить за своими детьми есть не у всех родителей, также, как не у всех есть возможность отдать ребенка в лагерь. Учебный год заканчивается — и у волонтеров по поиску пропавших детей и полицейских прибавляется работы.
— Ну вот в прошлом году у нас было 10 детей — падения с многоэтажных домов и 10 детей погибло в результате утопления за летний период времени. Ну вот на данный момент у нас 7 и 2 ребенка уже утонувших. Это в принципе тепла стоит одна неделя, да? — поясняет начальник подразделения полиции по делам несовершеннолетних Наталья Шапруто.В министерстве образования особой проблемы в организации детского отдыха, тем временем, не видят. Пришкольных лагерей стало с годами только больше, загородные постепенно модернизируют, ратуют чиновники, а цели — обеспечить всех детей в крае местами — не было и нет.
— Все 320 тысяч не направляются в детские лагеря, еще существует отдых с детьми, когда родители просто не хотят отправлять детей. + в настоящее время мы отмечаем, что инфраструктура детского отдыха она серьезно изменена, она намного улучшена, говорит замначальника отдела минобра Ольга Тетерина.Правда цифры красноречивее слов и говорят об обратном. Лето только началось, а 2 лагеря уже досрочно закрыл Роспотребнадзор. При этом строить новые в обозримом будущем — в министерстве не планируют.