Продолжают трудиться даже под обстрелами. Это обычный день рабочих на Донецком металлургическом заводе. На предприятии есть даже бомбоубежище. Правда, по боевой тревоге спускаться туда ещё не приходилось. Пока были только учения.
Закаляют здесь не только сталь и чугун, но и характер. Работать возле горячей печи и так тяжело, а в боевых условиях тем более. Да, на сам завод снаряды последнее время не залетали. Последний случай был три-четыре года назад. Но с тех пор каждый работяга знает, как добраться до бомбоубежища. Тем более, учебные тревоги на заводе уже проходили.
— У нас там всё предусмотрено. У нас там лежаки, вода, все необходимое. Слава Богу, к нам сюда на завод ещё ничего не попадало, пока обошлось всё учебными тренировками. Развешаны плакаты: куда бежать, как бежать. Это главное, чтобы люди знали, куда идти, маршрут передвижения. Это как бы основное, чтобы люди не потерялись, — рассказал Александр Соловей, начальник сталеплавильного цеха Донецкого металлургического завода.
Сейчас предприятие работает хоть и не на полную мощность, но без остановок. И вкалывают люди не просто так. Сейчас главная цель металлургического завода — помощь в восстановлении региона. Например, шлак, который здесь производят, идёт на ремонт дорог. Кроме того, на заводе открывают новые рабочие места. Сейчас тут трудятся больше шести с половиной тысяч человек, тысячу из них взяли за последний год.
— У нас зарплаты поднялись на 40 процентов, и выплачиваем два раза в месяц. Я суммы не буду называть, но два раза в месяц — аванс и зарплату стабильно выплачиваем. Для Донецка — это нормально. Мы набрали тысячу человек на работу, которые ушли в своё время — поделился директор Донецкого металлургического завода, Геннадий Куковинец.
Сложнее всего было в самом начале военного конфликта: четырнадцатый — пятнадцатый годы. Металла тогда поставляли мало, большая часть оборудования и цехов простаивала. Но историческая память не позволила закрыться просто так. Всё-таки сто пятьдесят лет работы позади. Завод пережил и революцию, и Великую Отечественную, и перестройку. Да и сам Донецк начинали возводить вокруг него.
— В этом месте было создано ещё и новороссийское общество металлургическое, и горное. И вокруг этого завода начали разрастаться посёлки, инженерный корпус, рабочий. Это точка создания нашего Донецка, — рассказывает Геннадий Куковинец.
Славится Донецк не только тяжёлой промышленностью. Без перебоев работает и завод холодильников. Хотя от импортных деталей пришлось отказаться после четырнадцатого года, логистику тоже перестроили. Сейчас запчасти для техники производят или на месте, или заказывают из Белоруссии и Китая. Основным рынком сбыта в итоге стала Россия. Директор завода говорит: останавливаться производство нельзя, несмотря на трудности.
— Их, в принципе, основных трудности — три. Это логистика, это материалы, которые по логистике хромают и в большинстве случаев это, конечно, курсовая разница. Потому что многие предприятия даже в Китае, они относились к доллару. Сейчас это всё пересматривается, сейчас это всё перекидывается. Это всё время, и это всё какие-то договорные обязательства. Вы поймите правильно, если мы будем останавливаться, если мы не будем расширяться — мы просто не попадём в рынок с другими производителями, мы будем стоять на месте. И нас покупать никто не будет, — рассказал Константин Климов, директор завода холодильников.
Именно промышленность в будущем должна стать основным двигателем экономики Донбасса. Всё-таки у региона есть не просто высокий потенциал, а уже готовая инфраструктура, оборудование, рынки сбыта и самое главное — тысячи готовых к труду специалистов.