От этих кадров холодеет кровь. Таким Мариуполь надолго останется в памяти: километры руин, сожженные окна и дома без стекол. Гробовая тишина царит у района «Азов-стали». Но даже сюда постепенно возвращаются люди. Из соображений безопасности их лица мы не показываем.
Мирные жители, чтобы хоть как-то спастись, оставляли надписи на стенах, вот они: «Дети — люди», но и это не помогало, вот, например, кусок от разорвавшейся мины.
Новый район Мариуполя — это контраст всему, к чему привыкли люди за этот год. Он называется Невский — теперь это самое узнаваемое место в городе.
Еще несколько месяцев назад здесь было просто поле, а теперь повсюду многоэтажки. В супермаркетах уже работают банковские карты. Новые кварталы, фитнес-центры и кафе бистро. В Мариуполе — строительный бум. Возводятся преимущественно школы, больницы и жилые дома.
Фитнес-центры и кафе возрождаются, а ведь еще полгода назад в Мариуполе не было электричества и отопления, а пищу готовили на кострах у подъездов.
Восстанавливать разрушенный город приехали, в том числе, красноярские специалисты. Чинят линии электропередач, ремонтируют взорванные дороги.
А вот Свердловка — так местные жители именуют Свердловск — стала побратимом Красноярскому краю. И он тут же подключился к решению главных проблем. А их здесь много. В первую очередь, с водой, электричеством и гниющими не один десяток лет домами. Каждый день у администрации собирается народ с пятилитровками, чтобы получить воду. Ту, что дома, пить невозможно.
— А давно?
— Ну, берем мы давно уже. Вот со светом у нас постоянно проблемы, или что-то у них обрывается, они делают на соплях, и через время опять.
Они — это те умельцы, что остались в Свердловске. Сейчас аварии на ветхих сетях устраняют уже с помощью красноярцев и привезенной ими техники.
Свердловск называют городом очередей. Чтобы получить российский паспорт, нужно заиметь терпение. Это МФЦ открылось 15 минут назад, но здесь уже не протолкнуться.
А это местное фотоателье, сейчас здесь более-менее спокойно, но к двум часам очередь растянется на половину улицы, так говорят местные.
Свердловчане торопятся сделать российский паспорт, чтобы претендовать на льготы и пособия, найти более выгодную работу и зажить по-другому. Документ можно сделать в течение 10 дней. Но привычка, что всего приходится добиваться через нервотрепку, у людей осталась. В советский период в городе работали 24 шахты, теперь осталось 4. И рабочие места, которые дает Красноярские край на тех же стройках, для многих местных — спасение.