1080

«Именами героев»: вспоминаем историю Михаила Водопьянова

«Именами героев»: вспоминаем историю Михаила Водопьянова 					     title=

В 2025 году, объявленном Годом защитника Отечества, победе советского народа над нацистской Германией исполнилось 80 лет. Все эти годы практически каждая семья в Красноярске и крае хранит с собой свою частичку истории — память о родственниках, которые сделали вклад в избавление мира от фашизма. Самые героические из их подвигов оставляют отпечаток не только на потомках, но и на городе — в честь героев называют школы и улицы.

Этим выдающимся личностям посвящен новый спецпроект телеканала Седьмой и администрации Красноярска — «Именами Героев». В нем мы рассказываем о тех людях, которым обязаны названиями городских объектов. Третий эпизод посвящен Михаилу Васильевичу Водопьянову — герою, чьим именем одновременно названы улица в Северном и школа № 24 у одноименной остановки.

Михаил Водопьянов родился в бедной крестьянской семье из села Студенки в Липецкой области. В 17 лет он вступил в Красную армию, где построил карьеру в авиации. Свое призвание он чувствовал с самого детства — об этом говорит история, которую пересказывают в его семье.

— Однажды, когда он крыл крышу с отцом, он увидел огромный самолет. Тогда это была диковина, и он, увидев этот самолет, упал с крыши, — рассказывает Мария Водопьянова, внучка героя.

Ученики школы №24 шутят между собой, что это был первый полет именитого пилота. В армии сразу за штурвал его не пустили: пришлось поработать подвозчиком бензина, а потом помощником механика. К возрасту 28 лет Водопьянов заслужил звание пилота 3 класса, с которым прославился как первопроходец многих воздушных трасс и умелый полярный летчик.


— Его даже называли «летчик любой погоды». Большой профессионал, он мог летать при любых условиях. А погода на Севере такая, что сейчас светит солнце, а через минуту пурга и ничего не видно, — добавляет Мария Водопьянова.

Своего «Героя» Водопьянов получил именно за такой полет. В 1934 году Водопьянов участвовал в спасении челюскинцев: 104 человека дрейфовали на льдине после того, как их пароход затонул в Чукотском море. Несмотря на то, как Михаил Васильевич любил Север, миссия была непростая. Лететь предстояло без приборов, не имея понятия, где застряли товарищи.


— Они их очень долго не могли найти. Дедушка говорил: «Когда я их увидел, я не знаю, кто больше обрадовался — я или они». Три раза он садился, вывез в итоге 10 человек. Они с Каманиным и Молоковым были последними, кто вывозил последних людей с этой льдины. Забрали даже собак, никого не оставили, — вспоминает Мария Водопьянова.

Среди всех, кто когда-либо получал звание Героя Советского Союза, Михаил Водопьянов был шестым — ему вручили медаль 20 апреля 1934 года. Тогда эту награду только учредили, именно в честь летчиков-спасателей. Первым он стал и на льдах Северного полюса, посадив туда самолет 21 мая 1937 года.

Наклонный тройной (20).jpg

С этой посадкой сбылось то, о чем он писал в книге «Мечта пилота». Помимо множества полетов, за свою жизнь Водопьянов успел написать 32 книги и пять пьес. Вдохновляясь его произведениями, ученики школы № 24 и по сей день берутся создавать свои собственные.


— Мне нравится физика, нравится играть в школьных спектаклях и снимать любительское кино. Мой следующий фильм я решил посвятить герою нашей школы, Михаилу Васильевичу Водопьянову, — признался Сергей Финочка, одиннадцатиклассник из школы № 24 имени М. В. Водопьянова.

— А я прочитала его повесть «Штурман Фрося» и взялась за свою версию водопьяновской книги. Он писал рассказы об авиации, летчиках, о выдающихся коллегах: Чкалове, братьях Кокинаки, Арцеулове и Покрышкине. Он писал о своем опыте, поэтому книги такие захватывающие, интересные — сначала даже не верится, что это основано на реальных событиях, — рассуждает Дарья Ситнева, пятиклассница из школы № 24 имени М. В. Водопьянова.

Но почему о летчике из Липецкой области вспоминают школьники в Красноярске? Дело в том, что в наш город его семью эвакуировали в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Там родилась младшая дочь Михаила Васильевича, Наталья.

Когда все началось, сам Водопьянов был в ледовой разведке, и узнал только по возвращении. Просился на фронт, а получив отказ в Главсевморпути, пошел напрямую в Кремль.


— Сказал Сталину, что он очень хочет лететь бомбить Берлин. Сталин ему говорит: «На чем полетишь?». Он говорит: «Я соберу самолеты по Советскому союзу». И из кабинета Сталина он вышел командиром 81 авиационной дивизии, — рассказывает Мария Водопьянова.

Но истории ее героических подвигов не было суждено быть написанной. Уже ко второму налету на Берлин дивизия потеряла восемь из десятка бомбардировщиков.

— Их считали погибшими три дня, так как они не возвращались, и когда вернулись, Сталин был очень недоволен, что техника пострадала и были потери. Его лишили должности командира дивизии, — говорит о Водопьянове Мария Грибачева, учитель истории из школы № 24 имени М. В. Водопьянова.

Несмотря на это, Михаил Васильевич получил благодарность, а в 1943 году и звание генерал-майора авиации. После войны он вернулся к полетам на Север, и летал до 55 лет — большого срока для летчиков.

— Всю свою жизнь Михаил Водопьянов посвятил небу и авиации. В Красноярске знают и помнят его подвиг. Имя Героя Советского союза носит не только наша школа, но и улица в Северном, где она пересекается с другими улицами, названными в честь героев-летчиков, — знает Сергей Финочка, одиннадцатиклассник из школы № 24 имени М. В. Водопьянова.


Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость