4401

Как казаки устанавливали связи с коренными сибиряками? 2 серия

Проект «Городские легенды» продолжается. Прежде чем заложить первый камень одного из самых больших и красивых городов Сибири, поселенцам пришлось завоевать уважение и перенять много навыков у коренных народов енисейской земли. Зачем казаки Красного Яра коллекционировали кости, а также куда исчезли с карты истории качинцы и аринцы, расскажет Денис Денисов.

За сотни, если не за тысячи, лет до основания острога Красный Яр, земля на берегах рек Кача и Енисей, не была необитаемой. Народы качинцев, аринцев, джунгаров называли эту землю домом ещё задолго до прихода первых русских поселенцев. Хоть материальных памятников своей культуры они оставили не так много, но без их помощи Красноярск бы никогда не возымел столь важного значения для Российского государства. 

Разумеется, отстающие по своему развитию коренные народы не вели никакой летописи. Об их древнейшей истории дошли лишь немногочисленные осколки. Так, например, в 1735 году историограф Гархард Миллер записал легенду со слов старика-аринца. По его словам, в незапамятные времена его народ был сильным и могущественным. Но их практически полностью истребили змеи с человеческими головами. По версиям учёных, это могли быть воины Александра Македонского, облачённые в доспехи, или орды Чингисхана. 

Последнее более вероятно, так как многие поколения качинцы и аринцы приносили ясак, то есть дань, кыргызам. Они-то и привили им татарские языки. Кстати, русские казаки, когда пришли в енисейские земли, так и называли их — аринские татары. По своему вероисповеданию их можно назвать язычниками. С развитыми культами природы и плодородия. 

Михаил Баташев, старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея:
«Специалисты в этом деле были. Это известно и из ясачной переписи. Шаман такой-то или чародей, как иногда писали. Шаманство было, но что оно собой представляло, конечно, трудно судить по современным источникам потому что ни качинцев ни аринцев их конечно уже нет».

Обмен и ассимиляция между пришельцами и хозяевами проходил постоянно. Несмотря на то что русские пообещали не строить своих изб близ аринских селений, это не мешало казакам брать в жёны местных девчат, крестить их и давать православные имена. 

Относились к девушкам почтительно, по меркам тех времён, и зачастую создавались довольно крепкие и плодовитые семьи. Так, например, некоторые исследователи убеждены, что даже в лике нашего великого земляка Василия Сурикова сохранились черты лица тех самых аринов. 

Когда первые русские поселенцы пришли и осели на этой земле, начался обширный культурный обмен — даже в в развлечениях.С XVII по XX век была дико популярна по всей Сибири игра в бабки. От варки супа или холодца сохраняли маленькие косточки — такие, чтобы их можно было удобно выставить в ряд. Из своих запасов игроки строили длинную шеренгу от большей к меньшей и с конца строя, битой, по очереди, выбивали по одной косточке. Каждую выбитую костяшку победитель забирал себе. Обладателю самой большой коллекции доставалась известность и почёт. 

Однако отношения между коренными и приезжими сибиряками далеко не всегда были безоблачными. Аринцы в XVII веке были данниками кыргызов, а через их посредство и монгольских Алтын-Ханов. Поначалу строительство казаками острога воспринималось положительно, однако кочевники в итоге такого соседства оказались между молотом и наковальней: ясак приходилось платить как кыргызам, так и русским. 

Вынужденные лавировать между кыргызами и русскими, аринцы примыкали то к одной, то к другой стороне. Это привело к тому, что уже к началу XVIII века они исчезли с этнической карты, ассимилировавшись с другими народами.

Дружба дружбой, а позицию сильного отстаивать приходилось жёстко. В качестве доказательства своей верности князь или хан приносил клятву воеводе, или, как их тогда называли, «Шердь». 

Воевода подносил приносящему клятву саблю, на кончике которой лежал ломоть хлеба. Присягающий солил этот хлеб, произносил слова очень долгой и формальной клятвы. В ней перечислялись титулы русского царя и его владения. Но самое главное — в тексте было точно прописано что качинцы и аринцы безоговорочно принимают на себя российскую власть и клянутся платить ясак. 

Завершив клятву — и при этом непременно побожившись, — князь надкусывал хлеб. Спустя некоторое время клятву нарушали, знаменуя собой новые походы и новые конфликты. 

О легендарном воеводе, который руководил казаками в это непростое время, расскажет Олег Суслов в следующей серии проекта «Городские легенды».

Денис Денисов, Валерий Чащин, Павел Иваницкий

Сообщите свою новость