4954

Первые полтора века Красноярска. 4 серия

Красноярск мог иметь другое название. Это ясно, если заглянуть в историю нашего города, во времена строительства острога. О том, каким он был, а также, куда бежали красноярцы во время первого пожара, расскажет Ольга Хохлова в очередной серии проекта «Городские легенды».

Имен у него много — Ионесcи, Улуг-Хем, Енсяям. О Енисее и его богатых территориях русские землепроходцы слышали задолго до прихода к его берегам. И появление казачьих поселений было лишь вопросом времени.

Первым вопрос о строительстве острога поставил енисейский воевода Яков Хрипунов. В 1624 году отправил он Андрея Дубенского подобрать подходящее место.

Земля живописная, на высоком плоском, ровном мысу — стрелке между реками Изыр-су, ныне Кача, и Енисеем. Местом тем оказалась нынешняя площадь Мира перед Большим концертным залом. Именно здесь в 1628 году поставили малый Красноярский острог.

С юго-запада стрелка ограничивалась Черной Сопкой — Афонтовой горой, поросшей тогда сосновым лесом. И место это Дубенской назвал Красным — по цвету обрывистого берега Енисея. Отсюда и будущее название — Красноярск. Хотя город вполне мог стать и Качинском, по названию ближайшей реки, ведь Енисейск-то уже существовал.

Город дощатый, как его называли в те времена, был укреплен врытыми в землю столбами. Острог стоячий, а не рубленый. То есть в виде тына. Высота острога достигала 3,5 метров по современным меркам. А чтобы обойти его вокруг, нужно было сделать примерно 500 шагов.

Острог представлял собой неправильный четырехугольник. Его стены были усилены пятью башнями. Вокруг острога выкопали ров и установили чеснок — частокол. Внутри же острога построили амбар для хлебных запасов, соорудили сени и баню. Срубили 30 избушек для казаков. В каждой могло поместиться до 10 человек.

Укрепление ему добавляла караульная бревенчатая вышка, которая располагалась на самой высокой точке — горе Кум-Тигей. Ныне она называется Покровская гора. Теперь это место отмечено каменной часовней.

— Вот эту триумфальную арку установили в Красноярске в 2003 году. Это своеобразные исторические ворота города. Именно здесь, предположительно, впервые высадились казаки на берег Енисея. Кроме этого, на этом месте ровно 385 лет назад был вход в малый острог.

Интересно, что первых красноярцев набирали добровольно на Урале и в Западной Сибири. Многие вступали в ряды защитников острога. Их называли «служилые люди», и их было подавляющее большинство. Они несли караульную службу, собирали ясак, бились с кочевниками не на жизнь, а на смерть. Нередко копья и сабли откладывали в сторону и брались за топоры. Приходилось обслуживать казенные мельницы, мастерские, винокурни и городские ворота. За эту работу каждый получал "государево жалованье".

* * *

Спустя десятки лет острог изветшал. К концу XVII века началась его первая реконструкция. Население увеличивалось, площадь острога стала больше. Теперь он разделялся на малый и большой.

В малом остроге находились административные здания, а в так называемом посаде — «большом остроге» — расположились дворы служилых людей. К концу XVII века в Красноярске жили около 800 человек.

Любили на берегах Енисея рассказывать былины и петь исторические песни о Ермаке да Степане Разине. По выражению церковников, по вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых «рядились в хари», плясали, пели и в ладони били.

В середине века тобольский архиепископ жаловался в Москву, что «в Сибири умножилось всякого беззакония... Скоморошества, и всяких игр бесовских и кулачного бою, и на качелях качаются, и иных всяких неподобных дел умножилось много».

В 1773 году острог сгорел. После выяснилось: это был не поджог, а, как сказали бы сейчас, неосторожное обращение с огнем. Из-за ветра огонь быстро распространялся. За считанные минуты он охватил почти весь город. Сгорело все, осталось только 30 домов. Люди еле успевали спасти скотину да имущество.

Геннадий Быконя, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева:
«Безусловно, этот пожар — это рубеж. Я уж не говорю о том, что красноярцы в панике растеряли деньги казенные из земской избы. Пришлось срочно занимать, надо было отправлять эти деньги казенные дальше в центр. Красноярск занимал деньги у отставного прапорщика, а красноярцы все спасались бегством за Енисеем в Торгашино. Часть так и остались».

Острог восстанавливать не стали. Пётр Моисеев разработал для города новую линейную планировку петербургского типа. Все дома должны стоять строго в одну линейку, в противном случае часть дома могли отпилить по приказу. Такая планировка стала началом современного Красноярска.

Екатерина Детлова, старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея:
«Если встал вопрос о существовании города вообще - это была очень важная веха в истории развития Красноярска. Новая планировка острога предложенная Моисеевым геодезистом, она сохранилась и в чертах современного города. Центральная планировка острога, как она была задумана».

За почти четыре века это был не единственный пожар. С XVIII века в Красноярске не сохранилось ни одного деревянного здания — сгорело почти всё. И деревянный Красноярск так и остался эпохой, навсегда ушедшей из истории города на Енисее.

Ольга Хохлова, Павел Иваницкий, Валерий Чащин, Марат Мухамедшин

Сообщите свою новость