Непокорные, сильные и бесстрашные. Только такие люди могли построить величественный город в самом центре Сибири. Какими были они — основатели острога и первые красноярцы, расскажет Денис Денисов в очередной серии проекта «Городские легенды».
«Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу. В казаках живёт сам чёрт». Так о сословии русских воинов говорил французский император Наполеон Бонапарт, одновременно ужасаясь и восхищаясь ими. Именно такие люди стали первыми строителями и защитниками молодого Красноярска.
Военный уклад жизни и не самые благоприятные условия для существования мало привлекали вольных переселенцев с Урала. Поэтому буйные, непокорные и охочие до заработка казаки да стрельцы и стали первопроходцами на енисейской земле. На службу верстались даже осуждённые на «безысходное сидение».
Ссылка в Сибирь зачастую была альтернативой смертной казни. По представлениям европейцев XVI- XVII вв, территория, где стоял острог Красный Яр, находится где-то в районе края света. Поэтому и осваивать те дали отправились люди далеко не изнеженные.
Геннадий Быконя, историк, краевед:
«Приходилось в XVII веке утверждать русское присутствие силой, ибо эту территорию контролировали до русских енисейские кыргызы. Было четыре княжества енисейских кыргызов. За их спинами было монгольское государство Алтын-Ханов, а позже государство чёрных калмыков и джунгаров».
В целом служилые люди и их семьи составляли подавляющее большинство горожан. Поэтому и уклад острожной жизни строился по принципу казачьих общин, которые они привезли с Донских, Волжских, Уральских и Терских казачеств. Во главе каждой сотни — атаман, под ним — сотники, полусотники и десятники. Но поскольку строить Красноярск приходилось буквально с пустыря, от военного уклада приходилось иногда отстраняться.
Екатерина Детлова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея:
«Очень ярок образ, который создал Богданович, описывая быт казака, который ставит острог. С одной стороныу него стоит пищаль — но он в полном вооружении работает плотницким инструментом и рубит острог, чтобы моментально среагировать на нападение со стороны».
Жизнь служилых людей была непростой. Им приходилось ходить в военные походы, держать гарнизон и оборону, собирать ясак, конвоировать ссыльных и ловить беглых. В XVII-XVIII вв. за всё это пешему казаку полагалось государево жалование — 5 рублей в год, полтора пуда соли и по 40 ржи и овса. Конному полагались дополнительные 2,5 рубля, до 25 пудов хлеба. Вольготными такие условия службы в диких землях не назовёшь.
Государева жалования и провизии не всегда хватало казакам. Да и поступало оно не регулярно. Поэтому приходилось вести подсобное хозяйство. Сеять, пахать, охотиться, строить — делать всё, чтобы выжить в суровых сибирских условиях.
За тем, чтобы соблюдалась государева воля, следил воевода — специальный призванный из столицы чиновник. Что-то вроде современного мэра. У него также был срок правления — не более пяти лет, чтобы не повелось в остроге мздоимства или, проще говоря, коррупции. Других начальников для сибиряков не было.
Геннадий Быконя, историк, краевед:
«Они олицетворяли ту же власть. Для мирного населения, для крестьян, для трудовых слоёв горожан. Их называли посадскими людьми».
О том, чем воеводы порой гневили своих подчиненных, расскажу в следующей серии «Городских легенд».
Денис Денисов, Павел Иваницкий