Ученый, благотворитель и градостроитель — всё это о женщине Вере Баландиной. Какое сокровище она обнаружила в сибирских недрах — и почему к концу своей жизни лишилась всего, расскажет Олег Суслов.
«Свою жизнь я считаю счастливой, хотя и тяжелою. Она у меня полная содержания, смысла, борьбы — совесть моя чиста перед всеми».
Так написала в своей автобиографии одна из самых выдающаяся женщин в истории Сибири ХХ века, Вера Арсеньевна Баландина. Как бы это ни звучало фантастично сегодня, но именно этой хрупкой женщине, фанатично преданной науке и просвещению, предстоит заниматься благотворительностью, открывать месторождения алмазов и каменного угля, строить железные дороги и основывать города.
Родилась Вера Баландина в селе Новоселово Минусинского уезда в 1871 году в богатой купеческой семье. Дед — знаменитый золотопромышленник и благотворитель Аверьян Мотонин, отец — Арсений Емельянов создал миллионы на своих винокуренных заводах.
Красноярскую гимназию Вера закончила с золотой медалью. В Санкт-Петербурге Вера Арсеньевна заканчивает Бестужевские курсы, изучала органическую химию, пишет научные работы: «Золото, его происхождение и добыча в Енисейской тайге», «Флора России».
Выпускник Санкт-Петербургского университета, кандидат естественных наук Александр Баландин делает ей предложение. Александр был из семьи богатых промышленников Енисейской губернии. Молодой муж всячески поддерживает и поощряет стремление своей жены к дальнейшему совершенствованию образования. Почти сразу же после медового месяца Баландина уезжает в Париж — учиться в Сорбонне и одновременно работать в Институте Пастера.
В одной из своих геологических экспедиций в 90 км от Енисейска Верой Баландиной был открыт первый алмаз в Восточной Сибири. Вера Арсеньевна передала алмаз в дар Минералогическому музею Академии наук. Проповедуя идеи женского образования, Вера Баландина открывает в Енисейске воскресную бесплатную школу для девочек.
Баландины выделяют большие средства на строительство бесплатной народной читальни в Енисейске. Регулярно жертвуют деньги для сельских училищ. Открывают первую в Енисейской губернии дешевую столовую для бедных. Открывают детские ясли в селе Новоселово, затем школу в деревне Усть-Сыда.
В 1907 году с помощью инженеров Яковлева и Штейгера-Скулова Баландиной удалось найти пласт угля, и она организовала его добычу. По-хакасски это место называлось Кара-Тигей, что означает «Черные горы». Сегодня это всем известный город Черногорск с его знаменитым угольным разрезом.
Из докладной записки Баландиной министру торговли и промышленности России:
«Разведка указанного месторождения угля, начатая в 1907 году, превзошла все наши ожидания».
На постаменте написано: основателю города Черногорска Вере Баландиной от благодарных жителей Черногорска. И цитата:
«На обширных пространствах абаканских степей обнаружила мощное месторождение каменного угля. Хорошего качества. Я назвала его черногорскими копями».
Баландина пишет: «Я стала изучать экономику края и на месте, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и задумалась взяться за проведение железной дороги Ачинск-Минусинск». На постройку железной дороги потребовался огромный капитал — 36 млн рублей. И Вера Баландина его нашла.
После Октябрьской революции советская власть забрала у Баландиных все. Заводы, шахты, пароходы, железную дорогу. В 1919 году Вера Арсеньевна похоронила мужа. Баландина вспоминает:
«Муж был честнейшим, тихим человеком, он не был дельцом, любил книги и микроскоп. Кандидат естественных наук, за работы по минералогии получил золотую медаль. Мы с мужем вели самый скромный образ жизни».
В 30-х годах Вера Арсеньевна стала работать научным сотрудником в химической лаборатории — сначала в Томске, затем в Москве, — занималась изучением химического состава воды курортов Сибири, выращивала лекарственные и технические растения, фруктовые деревья на испытательной станции под Абаканом.
Вера Арсеньевна Баландина имела около 50 научных работ, состояла действительным членом многих международных и российских научных обществ.
Умерла Вера Арсеньевна в 72 года, похоронена в Казани. Ее автобиография заканчивается словами:
«Я глубоко верю в возможность личного счастья на земле...»