А сейчас на нашем канале очередная серия проекта "Городские легенды". Сегодня о том, благодаря кому трансибирская магистраль прошла через Красноярск, и как горожане в 19 веке встречали первый поезд. Историю Красноярской железной дороги изучала Ольга Хохлова
 
Звоном этого колокола красноярцев оповещали о прибытии в Красноярск поезда. Особый восторг вызвал первый из них. Жители города буквально высыпались на перрон, чтобы посмотреть на чудо-машину.
Поезд встречали гимном царской России "Боже, царя храни". 2 локомотива и 20 вагонов - так выглядел первый поезд, прибывший в наш город из Томска в декабре 1895 года. На нем приехали 250 человек.
Константин Карпухин, директор музея истории Красноярской железной дороги: «Это было огромное событие по тем временам. Красноярск включился в мировую цивилизацию, с момента прибытия железной дороги в Красноярск, наш губернский город, население стало увеличиваться в геометрической прогрессии».
Поезд шел медленно. Дорога до станции Тайга, к примеру, занимала 3 суток.
А вот путь до Москвы был в 2 раза дольше. Доехать до столицы можно было за 6 дней. Билет из Красноярска стоил около 60 рублей. И выглядел он вот так. Кстати, это очень дорого. В переводе на современные деньги, примерно 60 тысяч рублей.
Набрать кипятка для чашечки чая можно было бесплатно. Такие самовары стояли на каждой станции транссибирской магистрали. Кстати, говоря о ней стоит отметить, что дорога прокладывалась на скорую руку. Лишь в начале 90-х 19 века комитет министров признал возможным строительство Великого пути. Работа велась только русскими и только в ручную. Каждый год прокладывалось около 600 километров железнодорожных путей.
Первые рельсы были другими. Они гораздо уже и легче тех, которые кладут сейчас. В конце 19 века дорога строилась из вот таких коротких отрезков длиной в 1,5 метра.
Николай 2 был крестным отцом Транссибирской магистрали. Благодаря ему транссиб прошел через Красноярск. Он останавливался в доме купца Гадалова. Это были лучшие в то время апартаменты. С телефоном, канализацией и прочими удобствами. Царь бывал в Городском парке и в музее. Пожалуй, его приезд можно было сравнить по значимости только с приездом Гагарина в 20 веке.
Амур, Обь и Енисей стали преградами в строительстве Великого сибирского пути. Чтобы преодолеть их, необходимы были мосты. И в Красноярске появилось уникальное строение - Железнодорожный мост через Енисей. Его строили по проекту Лавра Проскурякова. Пролеты моста весом в 6 тысяч тонн и в длину около 140 метров собирали на берегу, затем проходила так называемая продольная надвижка. Уникальную технологию строительства предложил инженер Евгений Кнорре.
10 миллионов заклепок на мосту. Даже не верится. Вот это фрагмент, который сохранился. Вот так выглядела заклепка. Кстати, норма для строителя на то время - 4 заклепки в день.
В марте 1899 года мост длиной в 900 метров был сдан в эксплуатацию. Построен в рекордно короткие сроки - за 2,5 года.
Антон Кривошеин, мостовой мастер: «В 1900 году это сооружение наряду с Эйфелевой башней было удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже &mdash «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Позднее ученые ЮНЕСКО назвали красноярский железнодорожный мост «вершиной человеческой инженерной мысли».
Самый знаменитый железнодорожный мост Российской империи разобрали в 2002 году. На сегодняшний день от него осталось только несколько быков. К слову, к ним в 99-м году пристроили новый мост.
Сейчас в Красноярске 2 железнодорожных моста, которые обеспечивают пути транссибирской магистрали. Один из них в районе Мелькомбината, второй - это мост "777" в районе Березовки. Все пассажирские поезда, которые следуют через Красноярск, делают остановку. Самая первая станция была построена по проекту архитектора Соловьева в 1896 году. Она носила статус вокзала первого класса, который был самым красивым за Уралом. Что интересно, деревянным.
Валерий Дьяков, и.о. начальника вокзала Красноярска: «Люди приходили на вокзал семьями, прогуливались по платформам, по перрону, посещали кафе, заведения. Фотографировались, т.е. это была достопримечательность города Красноярска, где люди могли прийти, отдохнуть и приятно провести время».
Город рос и появилась необходимость расширить вокзал. Кирпичное строение возвели через 65 лет. А в 2005 году и вовсе построили новый. Тот, который мы знаем сегодня. Огромный по площади, со шпилем на крыше и большой площадью, в центре которой возвышается 16-тиметровая стела. На ней фигура льва с лопатой и серпом - гербом Красноярского края.
Построили здесь и тоннель. По нему все уезжающие могут напрямую попасть на перрон, не заходя в само здание. А чтобы сориентироваться, на каком пути стоит нужный поезд, достаточно просто взглянуть на табло.
В новом здании установлено 16 билетных касс и несколько залов ожидания. Сегодня Красноярский вокзал по праву считается одним из самых красивых и удобных на территории Зауралья.
Уже в эту среду смотрите очередную серию проекта "Городские легенды". Денис Денисов расскажет о том, как в Красноярске добывалось золото.
Ольга Хохлова, Марат Мухамедшин и Павел Иваницкий