Книги были главной страстью его жизни. Он собрал крупнейшую в России частную библиотеку. В Америку увезли уникальные экземпляры российского книгоиздательства. Сегодня в очередной серии "Городских легенд" Олег Суслов расскажет о великом русском библиофиле, благотворителе и издателе Геннадии Юдине.
 
«Человек, о котором стоит написать книги, известен в России лишь избранным и почти забыт в Америке. Сказать, что Юдин &mdash это Третьяков русской книги, значит, ничего не сказать. И если Павлу Михайловичу Третьякову повезло &mdash картины, им собранные, приняла в дар Москва, то собрание русских книг Юдина Россией было отвергнуто,» - так писал о Геннадии Васильевиче Юдине американский исследователь Щтейн.
Великий библиофил, издатель и благотворитель, красноярский купец и промышленник Геннадий Юдин, без которого невозможно представить русскую книжную культуру рубежа XIX-XX веков, родился в Екатерининском заводе Тобольской губернии 28 февраля 1840 года.
Как и предки, Геннадий Васильевич начал самостоятельную трудовую жизнь со службы по питейным откупам с должности поверенного в конторе.
После десяти лет службы он открыл собственное дело.
Юдин завел оптовый склад в селе Балахта и начал винную торговлю с капиталом с 600 рублей.
Первоначальные накопления складывались трудно, но случилась невероятная удача: Юдин выиграл  в лотерею сначала 200 тысяч рублей, а затем еще 75 тысяч. Деньги эти были вложены в дело:  он построил недалеко от Балахты винокуренный завод затем были приобретены золотые прииски в Ачинском, Минусинском и Енисейском округах.
Как писал сам Геннадий Васильевич: "У меня золото идет ровненько: на Ивановском была смета намыть 37 пудов, а намыли 60".
Но предпринимательская деятельность была лишь средством к реализации его планов в деле коллекционирования книг и исторических документов. Именно деньги открыли ему доступ в лучшие антикварные и книжные магазины.
Юдин сразу определился с главной темой своей коллекции: Россия, её история и культура. Ценные собрания он покупал целыми коллекциями. Геннадий Васильевич смог приобрести такие уникальные русские издания XVIII века, как "Полидор" Ломоносова, "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, первое издание "Слова о полку Игореве". Рукописей в коллекции было до полумиллиона, многие из них посвящены исследованиям Сибири, русской Америки, Дальнего Востока. За несколько десятков лет Юдину удалось собрать самую крупную частную библиотеку в России.
После сильнейшего пожара в Красноярске для безопасности, Юдин решает разместить свою огромную библиотеку в пригороде, на Афонтовой горе - на своей даче.
Юдин болен, стареет и понимает, что не за горами тот день, когда его библиотека, собиранию которой он посвятил почти всю жизнь, останется без хозяина. Появляется страх, что его библиотека пойдет с молотка, разойдется по отдельным собирателям, и труд его жизни пропадет даром.
После долгих мучительных раздумий и колебаний Юдин решил расстаться со своим сокровищем. В 1898 году  в столичном издании появляется объявление: "Библиотека предназначена к продаже, но не иначе в одни руки: библиофилу в большом городе или учебному учреждению".
На объявление Юдина никто не откликнулся.
Через Публичную библиотеку в Петербурге Юдин обращается непосредственно к Николаю II с предложением продать свою библиотеку государству всего за 150 тысяч рублей. О предложении  докладывают царю.  Николай II написал на докладе резолюцию: «Из-за недостатка средств отклонить».
Юдин не знает, что ему делать. И когда, кажется, потеряны все надежды, неожиданно появляется покупатель. Им был заведующий Славянским отделом библиотеки Конгресса США -  Бабин.
Первоначально Юдин отказал Бабину, но после длительных переговоров 3 ноября 1906 было подписано окончательное соглашение. Юдин продал свою библиотеку за 100 тысяч рублей.
При продаже им было выставлено важное условие: коллекция передается целиком и не ни в коем случае не должна быть разделена на части.
В феврале 1907 года библиотека в количестве 81 тысячи томов в пяти товарных вагонах была отправлена в Америку. Собрание Юдина стало основой Славянского отдела библиотеки Конгресса США.
После этого, в последние пять лет жизни,  Юдин собрал вторую библиотеку в 10 тысяч томов!  По своим размерам она значительно уступала проданному собранию, но так же как и первая, имела в своем составе много редких  изданий. То, что от нее осталось, сейчас хранится в фондах Краевой библиотеки.
Болезнь все более одолевала Юдина, и от этого он еще сильнее расстраивался, не получая от американцев каталог своего сокровища, переданной в США библиотеки: &ldquoНеужели описание книг вовсе не начиналось?&rdquo &ndash пишет он директору библиотеки конгресса. Через пять месяцев, 17 марта 1912 года Геннадий Васильевич скончался.
Библиофилу не суждено было узнать, что Библиотекой  Конгресса США каталог никогда не будет издан, и его библиотека как единое целое, о чем он особо беспокоился, просуществует в стенах Вашингтонского книгохранилища всего несколько лет. Американские библиотекари расчленили юдинскую библиотеку, вопреки обещаниям. Ныне известна судьба лишь 4 000 из 81 000 книг.
Они хранятся в Отделе редких книг и коллекций. Часть юдинских книги можно встретить в библиотеках американских университетов, в Нью-Йоркской публичной библиотеке, в собраниях американских библиофилов.
Библиофил Штейн писал, что книги Юдина не только растворились в громаднейшем библиотечном фонде, но "...часть их, притом  значительная, была разворована, распродана, переработана на макулатуру, и уничтожена".