Какой дворец построили себе татарские земледельцы, и на что казанцы пожертвовали полмиллиарда рублей. А также какая угроза нависла над первым президентом Татарстана? Расскажет Дамир Гайфуллин в очередной серии нашего выездного проекта из Казани.
 
Здесь легко услышать возгласы изумления и восторга. А посмотреть есть на что, ведь Казань - словно музей под открытым небом.
Обратите внимание, за моей спиной находится настоящая татарская святыня. Это единственная падающая башня в России. Отклонение от основной оси составляет почти два метра! И именно эта башня носит имя последней казанской царицы Сиюмбике.
А еще она на два метра выше знаменитой Пизанской башни. Однако если итальянская колокольня накренилась на юг, то башня Сиюмбике - на восток. Казанцы то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что первому президенту Татарстана Минтимиру Шаймиеву каждый день докладывали, не падает ли она еще больше. Ведь башня кренилась в сторону бывшего дворца татарских ханов, а ныне современного губернаторского дворца, где работает глава республики. Кстати, резиденцию губернатора проектировал архитектор Константин Тон, знаменитый своими проектами Большого кремлевского дворца, храма Христа спасителя и взорванного красноярского Богородице-Рождественского кафедрального собора, на фундаменте которого отстроили здание нашей Краевой администрации.
Алик Махмутов, экскурсовод: «Это пушечный двор, именно здесь отливали самое большое количество пушек для царской армии».
Казанский Кремль - это историческая крепость и сердце Казани. Он был центром Казанского княжества в составе Золотой Орды, затем захвачен Иваном Грозным, реконструирован, горел и вновь отстроен в 16 веке. На заповедной территории находятся больше десятка музеев: в том числе один из двух филиалов Эрмитажа, старинный Благовещенский собор и главная мечеть Татарстана.
Алик Махмутов, экскурсовод: «По задумке архитектора большие арки напоминают собой юрты, в которых жили древние татары, кочевники. А малые арки - это руки, сложенные для намаза».
Кул Шариф - один из символов Казани, его возвели к тысячелетию города в 2005 году. Причем в основном на пожертвования, а это ни много ни мало - полмиллиарда рублей. Бирюзовые купола мечети или, как их называют татары, «фирюзя» покрыты эмалью, не выгорающей на солнце. Полумесяцы минаретов по спутниковой навигации направлены в сторону Мекки. Внутри мечети могут разместиться полторы тысячи человек, на площади перед ней - ещё десять тысяч.
Алик Махмутов, экскурсовод: «Это вот тюльпаны сверху, видишь - священный цветок».
Да и вокруг Кремля - архитектурные шедевры. Не поверите - это здание министерства сельского хозяйства Татарстана или дворец земледельцев. На его постройку потратили больше двух миллиардов рублей. Одно только центральное дерево стоит 20 миллионов. Одни восторгаются этим дворцом, другие резко критикуют. Много в Казани и зданий, чье внутреннее убранство даже шикарнее, чем внешний вид. Чего только стоит Театр оперы и балета, который реконструировали к тысячелетию города.
Государственный Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля был построен в 1956 году. Проект разрабатывали два архитектора - татарский и русский. И это видно: классические формы здесь сочетаются с национальным орнаментом.
Этот год в Казани объявлен годом историко-культурного наследия. По всей республике старинные здания сейчас реставрируются и восстанавливаются. Для того, чтобы и следующие поколения могли увидеть эту красоту.
Дамир Гайфуллин, Марат Мухамедшин