2173

Португалия - страна заходящего солнца: святыни Лиссабона

Органная музыка в самом старом и самом главном храме Лиссабона. Кафедральный собор, или собор Се построен еще в 1147 году. Тогда Лиссабон существовал уже несколько столетий, а наша Москва только впервые была упомянута в летописи Нестора. В те годы уже известный нам король Афонсу изгнал с португальских земель мавров. И дабы выветрить их дух, приказал снести все мечети и понастроить христианских церквей. На месте самой главной мечети и был возведен кафедральный собор.

Внутри достаточно угрюмо. Под звуки органа прихожане, сидя на скамейках, обсуждают свои проблемы. Сюда приходят не только во время месс. Здесь отдыхают душой. Здесь самообслуживание, если такие слова уместны в данном случае. Здесь нет человека, продающего свечи. Приходишь, берешь лампадку, зажигаешь, ставишь - за здравие или упокой - и бросаешь 40 евроцентов в ящик. И никто не проверит - 40 ли ты положил и заплатил ли вообще. Только Господь Бог увидит. Здесь покоится король Афонсу - но не тот, III, а его потомок - IV. Здесь находятся мощи святого Висенте, принявшего мученическую смерть в Алгарве, и в чью честь был назван мыс. Здесь расположена купель, в которой крестили святого Антония, покровителя Лиссабона. Естественно, купель эта украшена национальной плиткой Азулежу. И, пожалуй, только это обстоятельство добавляет национального колорита.

Кафедральный собор перестраивали неоднократно. И каждый раз стиль менялся. В архитектуре собора Се и готика, и барокко с рококо, и неоклассицизм. Впрочем, как и Нотр-Дам де Пари.

По узким улочкам центральной части (называется она музыкально Байрро-Альто) от кафедрального собора мы прогуляемся до другого не менее значимого для лиссабонцев храма - Ду Карму. Кстати, еще чуть-чуть про сами улочки.

И еще одно наблюдение пока не дошли. Площадь Реставрации. Ничего необычного на первый взгляд нет. Памятник, люди, голуби. Но брусчатка выложена особо. Создается эффект волны и неровности. Полюбовавшись оптическим обманом, переводим взгляд на удивительную церковь - Ду Карму. Удивительность в том, что после землетрясения уцелела лишь ее половина, к которой потом пристроили другую в совершенно ином стиле, создав, образно говоря, священную какофонию.

Нет какофонии во время службы. Католическая месса достойна отдельного разговора. Как происходит таинство в лиссабонском католическом храме, узнаете в новой серии проекта "Португалия - страна заходящего солнца".

Сергей Мурзин, Глеб Савицкий

Сообщите свою новость