По лиссабонским холмам с ветерком. Прямо как в кинофильмах о старой Москве и древних трамвайчиках. Трамвайная сеть в Лиссабоне появилась ровно 140 лет назад и до сих пор исправно служит людям. Зачастую, это единственное средство, на котором можно добраться в пункт назначения. Узенькие улочки районов Алфама и Байша - здесь большие автобусы просто не проедут.
Водители - настоящие асы. Скорость развивают приличную - до 56 километров в час. При этом нужно не сшибить с ног зазевавшихся туристов, или не столкнуться с автомобилем. Машины и трамвай здесь уживаются мирно. 1 евро - цена поездки. Можно купить проездной на весь день по цене 2 пятьдесят или 100 рублей.
В равнинной части властвуют автобусы. Ухоженные, новые и чистые. Чуть больше евро за билет - 45 рублей - и поезжай с комфортом. А если не знаешь точный маршрут - на каждой остановке висит схема. Очень удобно - все для пассажиров.
В менее чем миллионном Лиссабоне - самой столице, без пригородов - есть и метрополитен. 4 ветки, не так много станций, но все-таки есть. В самих поездах людно. И так же как в Москве много зарабатывающих на жизнь творчеством, самобытным.
Проезд в метро стоит евро 40, то есть 55 рублей. Зато без пробок и очень быстро. По железной дороге можно добраться и до пригородов. Туда ходят электрички. Смахивают на наши электропоезда. Стоимость проезда в электрике начинается со ста рублей. Еще один отличительный нюанс. Двери на выход по умолчанию не открываются.
И вот чего, помимо метро, еще нет в Красноярске. На фуникулере можно преодолеть весь достаточно большой Парк Наций в Лиссабоне. Вид просто красочный из кабинки. Правда, удовольствие не из дешевых - 320 рублей на наши деньги. Но разок прокатиться все-таки стоит. В пункте назначения - самый красивый вокзал Лиссабона - Ориенте. Жизнь здесь кипит. Это настоящий транспортный узел. Здесь станции метро, поездов, электричек, автобусов и такси. Прекрасная архитектура гармонирует с окружающим вокзал новым лиссабонским районом. С вокзала Ориенте на поезде, развивающем скорость в 250 километров в час следуем в Порту. Вай-фай в каждом вагоне. Через 3 часа в Северной столице. Встречающей нас концертом на самом старом вокзале города.
Вокзал красивый. Выложен плиткой азулежу. На фасаде красуются столетние часы. Этого не скажешь о современных междугородних автовокзалах. Небольшие и уютные, они принимают автобусы фешенебельные и не очень. Но, неизменно - чистота в салоне. На месте все кресла, ничего не оторвано - в ином случае просто не пустят в рейс. Стоимость поездки опять же зависит от расстояния. Скажу, что от Виламоуры до Фару мы ездили за 180 рублей. Расстояние - как от Красноярска до Емельяново.
Но самый дорогой транспорт, безусловно, такси. То же расстояние можно преодолеть за 1300 рублей - все по счетчику. Но платишь еще и за роскошь. 90 процентов таксомоторов - мерседесы. И самый важный нюанс - за все время нашего пребывания ни один вид транспорта нигде ни на минуту от расписания не сбился. Как не сбиваются с жизненного ритма овощные культуры и фруктовые деревья. Положено уже в апреле снабдить жителей свежим урожаем - будьте любезны. Но об этом уже в новой серии проекта "Португалия - страна заходящего солнца".
Сергей Мурзин, Глеб Савицкий
2175