Сегодня «официально» наступила зима — это сезон не только лыжников и сноубордистов, но и ездового спорта. Каюры, или гонщики собак, вовсю готовятся к заездам — в некоторых дисциплинах им предстоит преодолеть на упряжке больше 500 километров! Собаки, как настоящие спортсмены, тренируются по три раза в неделю. Как проходят эти занятия, почему сами каюры обязаны быть спокойными и кого в ездовом спорте называют «болид Формулы-1», узнали и мы у красноярского гонщика.
— Вперед-вперед, лево-лево-лево!
Эту шумную компанию в окрестностях Красноярска знают давно. Виталий — каюр, а его питомцы — исключительно ездовые. С приходом зимы упряжка появляется на улице, минимум, трижды в неделю. Каждый выгул — тренировка.
«Если мы тренируемся на спринт, то должны бежать только галопом. Бежим, галоп, на рысь, встали, отдохнули, побежали опять галопом», — рассказывает гонщик Виталий Бекарев.
Ездовые собаки не ходят «рядом». Главная команда для них — «мимо», чтобы во время гонки не отвлекались на других животных, людей или, например, замеченную в снегу кость. Особенно запрещены драки. Но, как настоящий тренер, каюр должен иметь самообладание.
«Может халявить. Пытаться в сторону уйти, чтобы поменьше тянуть. Но стараешься не показывать, сдерживать, потому что собаки это чувствуют, и могут повести себя: мол, делай все сам, мы в стороне постоим», — говорит гонщик.
За тренировку пробегают около 10 километров. Самые быстрые — впереди, самые сильные — в колёсах, т.е. перед нартой. Кроме хасок в упряжке метисы — это помесь с пойнтерами. Они разгоняются до 60 км в час. За скорость и обтекаемую форму их называют «болидами Формулы-1». Но быстро бегать должны не только они.
«На соревнованиях ты понимаешь, что идешь на результат, идешь на адреналине, собаки это чувствуют. У них тоже включается азарт. И мы вместе, как спортивная команда, т.е. постоянные толкания, бла-бла-бла, пробежки рядом с упряжкой... На финише реально падаешь», — признается Виталий.
Чтобы облегчить собачью долю, их хозяин сделал нарты сам — на 5 килограммов легче заводских. Заодно раскрывает секрет — кто всё-таки должен в них сидеть:
«Так как мы занимаемся спринт-гонками, то сюда можно посадить собаку, чтобы в случае травмы можно было спокойно финишировать».
Ради собачьей жизни Виталий бросил мегаполис и перебрался на дачу. Здесь у него больше десяти взрослых собак и щенки. Вся свора стоит как приличная иномарка. Один только щенок метиса обойдется в 60 тысяч рублей, но не факт, что вырастет бегуном. При покупке в первую очередь смотрит на длину задних лап. Но покупал не всех. Одну из лучших спортсменок — спас.
«Она хозяевам просто стала не нужна. У нас же все ведутся на их красивые глаза, а когда щенок вырастает, разносит квартиру от того, что ему некуда девать энергию, то становится не нужен», — сетует гонщик.
Как и все спортсмены, ездовые собаки получают травмы. Так случилось с первым подопечным Саргоном. «Трасса была не подготовлена. Он на всей скорости зарылся в снег лапой и выдернул сустав себе. Была реабилитация, делали упражнения, занимался дог-фитнесом», — вспоминает спортсмен.
Сейчас Виталий готовится к этапу Кубка Сибири и престижной авторской гонке в Кирове. Уже купил дог-трейлер, чтобы довезти четвероногую команду. Говорит, в нашем крае ездовой спорт только начал своё развитие.
«Для многих ездовой спорт — это просто приехать и покататься. А это такой же спорт, и тут такие же нагрузки, и для собаки, и для человека», — отмечает гонщик.
В планах Виталия создать центр ездового спорта. Но, признается, каждая собака для него все-таки друг, а не инвентарь.