Во время тестовых соревнований Универсиады по горнолыжному спорту в Бобровом логу не все спортсмены справились со скоростью и непривычно жесткой трассой. Некоторых после падений даже госпитализировали. Дело в том, что накануне трассы впервые подготовили по мировым стандартам и пролили, как это делают на Кубках мира и Олимпийских играх. Для этого закупили дорогостоящее оборудование, с которым могут работать только квалифицированные судьи. Съемочная группа проверила, как готовят трассы по новым технологиям.
Доехать до финиша — уже достижение. Участникам чемпионата и Кубка России приходится справляться не только с волнением, но и с трассой. Красноярские склоны не узнают даже местные лыжники, что уж говорить о приезжих.
«Чувствуется, что ее специально готовили! Очень жесткое покрытие, очень жесткое. Вот так в Корее, Китае трассы делают, тоже заливают», — говорит мастер спорта по горнолыжному спорту из Санкт-Петербурга Галина Ворожейко.
Как у них, в Красноярске сделали впервые. Хотя проливка, или инжекция горнолыжных трасс — большая редкость в принципе для России. А вот на крупных международных турнирах к склонам повышенные требования. Снег должен быть твердым и держать форму даже на последних заездах. Чтобы тем, кто стартует в конце, не досталась разбитая трасса.
«В Красноярске резко-континентальный климат, низкие температуры, испарение влаги происходит большое, и снег имеет сыпучеобразную, как песок, структуру. И вроде он плотный, а с другой стороны, когда лыжники проезжают, очень много отработки остается от него. И тоже создаются не очень равные условия», — рассказывает главный судья Зимней универсиады по горнолыжному спорту Алексей Орлов.
Чтобы этого избежать, склон частично превращают в лед — через специальные трубы впрыскивают воду на глубину до 40 сантиметров. Ещё летом здесь провели дополнительные трубопроводы, а в ноябре взяли на пробу снег.
«Сверлишь отверстие, берешь из глубины снег, замеряешь влажность, температуру, плотность. Всё это сопоставляется, производятся расчеты, и выходит, какова пауза между перестановкой бар-секции вниз», — говорит судья.
— Двигаемся! Больше расстояние, 20 сантиметров!
Проливкой занимаются судьи всероссийской категории из разных городов — Санкт-Петербурга, Камчатки, Уфы. Они проходят склон сантиметр за сантиметром, по команде. Сначала сигнал подавали криком, но уже через пару часов охрипли.
На морозе специалисты находятся по несколько часов, за день могут пройти несколько километров. Все это время вода льется и на них. Некоторые придумали даже авторские способы защиты.
— Это новые, современные технологии. Мусорные мешки и скотч.
— А для чего?
— Чтобы не быть мокрым! Вчера я 6 часов на морозе был мокрый,— рассказывает судья Анатолий Мендрилюк.
«Порулить» немецкой установкой доверили и нам. Оказалось, что управлять ей нелегко. Например, нужно держать форсунки перпендикулярно склону. Ещё сложнее удержаться на льду без кошек.
После проливки снег в «Бобровом логу» стал тяжелее в два раза. Аналогичную процедуру здесь выполнят раньше, чем через год, уже перед стартами Всемирной Универсиады.