1731

«Нежно, как к девушке». Водители ратраков со всей страны приехали на обучение в Красноярск

Построить трамплин, сравнять метровые ямы и удержаться на отвесном склоне. Водители ратраков со всей страны впервые приехали на обучение в Красноярск. Мастер-классы для них провели зарубежные мастера, которые строили трассы на Кубках Мира и Олимпиадах. Чему они учили отечественных водителей горных тракторов, и почему мастерство ратратчиков проверяли с помощью бочек, узнала Елена Николаева.

— Фреза — у нее 2 барабана, где в песок дробит снег и уже непосредственно резиновые финишеры рисуют след.

Красную машину Артур знает, как свои пять пальцев. Он работает на ней уже четыре сезона — катает трассы на «Красной поляне» в Сочи. Говорит, курорт не так прост, как кажется. Жизнь заставляла разгонять ратрак на максимальные 20 километров в час.

«В Красной поляне склоны более лавиноопасные, приходилось убегать. Если не успел, то потом нужно откапываться», — говорит оператор ратрака из Сочи Артур Бакум.

Ему приходилось откапывать заваленные дороги, закидывать на вершины спасателей. Благодаря лебедке Артур может удержать ратрак на экстремальном уклоне. Из-за ошибки машина может завалиться набок. Поэтому за работой ученика следит инструктор.

— Артур, ты опытный оператор, сейчас разворачиваемся и едем вниз.
— Если я 4,5 тонны нагрузил, то она ход замедляет вообще, шагом начинает идти. При том, что обороты остаются те же.
— Артур, это потому, что твоя машина рассчитана на 4,5 тонны, а эта только на 4.

Указания студенту дает швейцарский эксперт Рето Шпоррер. Кстати, на его родине почти 60 лет назад собрали один из первых в мире ратраков. Визит Рето в Красноярск — тоже историческое событие. Он больше 30 лет работает на склонах по всей планете. Строил сложнейшие трассы на кубках мира и Олимпиаде в Ванкувере.

«Мы очень часто делали такие кэмпы, но всегда в Европе. Цель была какая? Здесь скоро будет проходить Универсиада, и, естественно, операторы и техники, которые будут готовить трассы, и они должны быть обучены. Здесь делать целенаправленную подготовку операторов к Универсиаде для меня большая честь, что именно меня позвали для этого», — рассказывает инструктор Рето Шпоррер.

По соседству ученики пытаются оседлать парковый ратрак. Эта машина способна создавать крупные фигуры, такие как хаф-пайп и биг-эйр. Работа это долгая и кропотливая. Например, комплекс трамплинов в «Бобровом логу» сделали за две с лишним недели.

— Это самая современная модель — парковый ратрак Park Pro. Он весит 12 тонн, но это не мешает ему забираться в самые отвесные горы. Говорят, научиться ездить на нем несложно, и я тоже попробую это сделать.

Ратрак заводится поворотом ключа, как автомобиль. Но на этом сходства кончаются. За каждую гусеницу отвечает отдельный рычаг. Сама гусеница, к слову — почти чудо техники. В каждой — около тысячи болтов. Отвальным ножом управляет чувствительный манипулятор. Вообще водить парковый ратрак нужно ласково, как девушку, считает эксперт из Чехии Радек Сварц. Но пока он замечает только ошибки.

«Они ездят неэкономично. Для меня главное — водить ратрак экономично, нежно, легко, осторожно. Это не работа, это игра, большая игра!» — говорит инструктор.

Курс проходят четыре ратратчика с «Бобрового лога» и «Сопки», и ещё десять приезжих водителей. Здесь собрались ученики из Минска, Сочи, Владивостока, республики Алтай. Кто-то готовил трассы на Олимпиаде, а кто-то сидит за рычагами всего неделю.

«Хороший ратракист — чудо, их объективно единицы. До 2014-го года, до Олимпиады, все ратратчики были самоучки, от сохи, и научного подхода не было», — вспоминает организатор Сергей Орлов.

Итоги «Вельветового слёта» подвели своеобразно — устроили соревнования на точность и аккуратность. Например, нужно было взобраться на склон между вешек или не уронить бочку в пути. Уже в следующем сезоне свое мастерство ратратчики покажут на Универсиаде.

Сообщите свою новость